Закулисье журналистики

«Зареченская Ярмарка» №16 от 21 апреля 2016 г.
Закулисье журналистики

Как уже сообщала наша газета, с 4 по 7 апреля в Санкт-Петербурге под эгидой Общероссийского народного фронта прошёл III медиафорум независимых средств массовой информации «Правда и справедливость». В центре внимания участников форума оказались острые проблемы жизни регионов, а также профессиональные вопросы развития журналистики. В работе медиафорума принял участие и президент страны Владимир Путин, которому журналисты смогли задать вопросы. Своими впечатлениями с нашими читателями делится непосредственный участник медиафорума, редактор «Зареченской Ярмарки» Татьяна Ладейщикова.

Юлия ВИШНЯКОВА

- На медиафорум приехали более 450 человек: журналисты из всех регионов страны, блогеры, руководители местных, региональных и федеральных СМИ. Кто из спикеров Вам особенно запомнился?

- В первую очередь это Алексей Волин - заместитель министра связи и массовых коммуникаций, человек, близкий журналистам по духу. Понравилось выступление руководителя Роспечати Михаила Сеславинского, он рассказал о грантах, о поддержке СМИ со стороны государства. Роспечать каждый год открывает программу для электронных и печатных СМИ, предоставляя федеральное финансирование на социально важные проекты. В 2015 году по этой программе субсидии получили 502 региональные редакции. А в этом году суммы субсидий увеличены до 450 тысяч рублей. Непростым испытанием стала встреча с журналистами для заместителя гендиректора «Почты России» Инессы Галактионовой. Претензий к «Почте России» у издателей много, и прежде всего это касалось роста тарифов на распространение. Галактионова защищалась, как могла. Но компромисса мы так и не нашли: у неё своё видение ситуации, у редакций - своё.

- Проблем у редакций много, но были ли предложены решения?

- Проблем действительно много. Начиная от взаимодействия с властью и заканчивая общением с гражданами. Главное, что было предложено на медиафоруме, - как минимум, два серьёзных механизма влияния, которые буквально подарил нам Общероссийский народный фронт. Надо понимать, что у этой организации, созданной в своё время по инициативе Владимира Путина, существуют серьёзные возможности, которых крайне не хватает независимым журналистам. Теперь же, во-первых, все участники медиафорума подключены к единой базе ОНФ - это интернет-сайт, который объединяет редакции СМИ, и где мы можем делиться проблемными тематиками. Далее их анализируют, систематизируют и направляют президенту для принятия решений.

К примеру, коллеги из многих регионов жаловались на то, что чиновники отказывают или задерживают предоставление информации по запросам редакций. Такие нарушения работы СМИ считаются очень серьёзными. Отказ в предоставлении информации, игнорирование запросов СМИ или отписки на запросы побудили активистов ОНФ создать чёрный список чиновников, которые нарушают права журналистов. В этом списке «красуется», например, фото мэра города Волчанска с полным описанием его нарушений. Свердловская область, кстати, оказалась в этом рейтинге среди лидеров. Так что стоит понимать, что любой чиновник даже самого низшего уровня теперь может попасть в этот список, и по его работе сделают выводы.

Во-вторых, в рамках ОНФ работал Центр правовой поддержки СМИ. Это команда мощных юристов, с которыми я много общалась и которые специализируются на защите прав журналистов.

Ещё две серьёзные инициативы были поддержаны президентом непосредственно при встрече с журналистами 7 апреля. Первая - долгожданная аккредитация СМИ в муниципальных органах власти, которая уже получила статус закона, он был подписан Путиным буквально накануне - 6 апреля. Отныне местные власти не смогут отказать журналистам в посещении заседаний и совещаний, больше того, вместе с обязанностью аккредитации муниципалитеты приобретают обязанность заранее оповещать редакции о предстоящих мероприятиях и обеспечивать условия для работы журналистов. Надо сказать, что Положение по аккредитации в нашем городе было принято довольно давно, и на медиафоруме я даже ощутила гордость за маленький Заречный, который по аккредитации СМИ оказался впереди России. Впрочем, нашим чиновникам есть куда стремиться))

Вторая инициатива касается исков к СМИ о защите чести и достоинства. Предполагается, что прежде чем подавать иск в суд, обе стороны должны сесть за стол переговоров и попытаться понять друг друга в предварительном порядке. Это особенно актуально для on-line изданий, которые работают в поточном режиме и не всегда успевают проверить информацию. Они часто готовы сразу исправить ошибку и принести извинения, но в итоге получают многомиллионные иски.

- Можно сказать, что на этом медиафоруме состоялась Ваша вторая по счёту встреча с президентом. Какие впечатления от Владимира Путина на этот раз?

- Первый раз в декабре прошлого года на общей пресс-конференции, где было порядка полутора тысяч журналистов со всех регионов, чувствовалась сильная напряжённость в зале. Она ощущалась и со стороны президента, и со стороны журналистов. Возможно, политический момент был непростой: турецкие ВВС сбили наш самолёт, федеральные власти внедряли систему «Платон», цены и доллар росли, нефть падала… Общение показалось довольно агрессивным. И, конечно, полторы тысячи журналистов - это не 450. На медиафоруме всё было более близко. Напряжённости почти не было, чувствовалось, что Владимир Путин верит в страну и в то, что для любых проблем найдётся решение. Уверенность президента ощущалась во всём. Например, когда модераторы поднимали журналистов с заранее заготовленными вопросами, Путину это быстро наскучило, и он стал выбирать журналистов сам, ничуть не боясь «неудобных» вопросов из зала, а таких оказалось немало.

- Какие вопросы к президенту Вам показались особенно интересными и, если бы Вам дали слово, о чём бы Вы спросили?

- Запомнилось краткое вступление о том, что мы собрались в городе трёх революций. «Я надеюсь, что результатом ваших усилий не будет четвёртая революция», - с полуулыбкой сказал глава государства. Стало понятно, что присутствующих журналистов он считает своими помощниками, а сигналы с мест ему очень нужны. Ведь общеизвестно, что если есть проблема, то по вертикали отчитываются вовсе не тем, что есть на самом деле. Официальная статистика часто отличается от реальных цифр. Поэтому президенту важно получать прямую информацию от журналистов. Причём Путин считает, что свободные СМИ - не враги власти: «Свободная пресса может быть врагом только для жуликов, казнокрадов и преступников. Для власти как таковой, которая служит народу, не может быть такой ситуации". Кстати, я искренне удивилась такой позиции главы государства, потому как в глубинке как раз наоборот.

Теперь про вопрос президенту. Мне бы, например, хотелось, чтобы Владимир Путин чётко назвал причины отмены всенародных выборов муниципальных мэров. До сих пор не очень понимаю, зачем это надо было делать так быстро и в достаточно жёстком режиме. Было бы интересно его послушать.

- Как бы Вы подытожили значение медиафорума?

- Прежде всего, благодаря медиафоруму наше издание получило дополнительные механизмы влиянии. Думаю, это послужит на благо нашим читателям. Второе - когда выезжаешь на такие большие мероприятия, начинаешь иначе оценивать место своего маленького города посреди нашей большой страны. И поверьте, это место не самое крайнее.