Паук и ромашка

«Зареченская Ярмарка» №11 от 17 марта 2016 г.
Паук и ромашка

10 марта Белоярская АЭС впервые пригласила областных и местных журналистов на новый, недавно запущенный четвёртый атомный энергоблок на быстрых нейтронах БН-800. Мы уже не раз бывали на таких пресс-турах на блоке БН-600, поэтому нам было интересно увидеть своими глазами и сравнить третий блок с новым.

Алёна АРХИПОВА

Журналистов встречали директор БАЭС Иван Сидоров, зам. главного инженера по безопасности и надёжности Валерий Шаманский и зам. главного инженера по эксплуатации Илья Филин. Они с готовностью отвечали на разные вопросы пишущей братии, даже самые каверзные. Иван Сидоров напомнил, что днём рождения БН-800 можно считать 10 декабря 2015 года, когда в 21 час 21 минуту и 21 секунду турбогенератор блока впервые включился в энергосистему. С 23 февраля энергоблок находится на этапе опытно-промышленной эксплуатации. Сейчас достигнут уровень мощности 67% от номинальной. Первостепенная задача работников станции - вывести 4 блок на 85% мощности. Достигнуть 100% уровня мощности планируют к маю. Далее последуют испытания и многочисленные проверки оборудования. Если всё сложится удачно, к концу года новый энергоблок будет сдан в промышленную эксплуатацию на номинальном уровне мощности.

Валерий Шаманский популярно рассказал об уровне безопасности и экологической чистоте 4 энергоблока БАЭС, которые, в отличие от БН-600, значительно усовершенствованы. Мне, например, показалось интересным, что реактор БН-800 имеет пять физических барьеров защиты, которые в случае чего всегда сработают - и не потому, что их так настроили, а в силу законов природы. Фактически новый блок обезопасит сам себя. Ещё внутри корпуса реактора смонтировано устройство «Поддон», которое в народе называют «ловушкой топлива» - она способна удержать расплавленное топливо. Да и вообще вся система защиты энергоблока устроена так, что работающие в непосредственной близости от реактора люди не подвергаются радиационному воздействию. И при любых авариях, даже самых тяжёлых, эвакуация Заречного не потребуется. Кстати, заверяют, что здание 4 блока выдержит и ударную волну от взрыва, и землетрясение в 7 баллов, и ураганы, и даже падение самолёта.

В общем, спускаться в центральный зал нового энергоблока, куда нас сопровождал Илья Филин, было совсем не страшно. Хотя по жёстким правилам всех журналистов с ног до головы переодели в спецодежду, надели спецкаски, каждому прикрепили дозиметры. Из центрального зала нас тоже просто так не выпустили - каждому пришлось пройти через две установки, проверяющие уровень радиоактивного загрязнения. Ни у одного из наших коллег уровень радиации не превысил нормы.

Непосвящённому человеку сложно представить, что мы находились всего в пяти метрах от реактора! Смело прикасались к огромным трубам, по которым течёт натрий, фотографировали механизмы подачи свежих топливных сборок.

Для сравнения любопытный факт: когда смотришь сверху на ректор 3 энергоблока, то БН-600 похож на ромашку, а вот реактор 4 блока - БН-800 - на громадного паука или спрута. Поистине завораживающее зрелище!

На блочном щите управления 4 блока - в центре управления всеми технологическими процессами - трудятся самые-самые специалисты БАЭС. Это одновременно и мозг, и сердце БН-800. По словам Ильи Филина, на работу сюда допускаются не просто люди с высшим образованием, а те, кто прошёл специальную психологическую подготовку. Железная выдержка на БЩУ действительно необходима: в небольшом огороженном помещении тысячи лампочек, кнопочек, множество мониторов. Всё мигает, звенит, свистит, сигналит и пикает. А тут ещё куча журналистов набежала: за красную линию заходят, шумят, фотографируют, тут же с кого-то интервью пытаются стрясти… Но оперативный персонал БЩУ продолжал невозмутимо и сосредоточенно контролировать мониторы и лампочки. Эмоции атомщиков мы заметили только на магнитной доске, где наряду с текущими задачами кто-то приписал: «С Богом!» Кстати, с высшими силами здесь дружат: как и на БН-600, при входе на БЩУ 4 энергоблока висит большая икона.

Напоследок нас провели в машинный зал 4 энергоблока. Здесь стояла непривычная тишина - в тот момент турбогенераторы не работали, шла проверка оборудования. Поразила идеальная чистота: ни в одном из многочисленных закоулков огромного машзала ни болтика, ни гвоздика, ни тряпочки, ни пыли. Да и цветов, как на третьем блоке, там нет, и людей почти не видно. Впрочем, как оказалось, это неудивительно - многие процессы на 4 блоке автоматизированы и не требуют человеческого вмешательства.

Да, и ещё один интересный момент: повсюду по ходу экскурсии нам встречались забавные плакаты: «От удара током предохраняйся!», «Не умеешь летать - используй страховку!» - так, с улыбкой, в наше сознание внедрялись принципы техники безопасности. Проходную 4 блока журналисты покидали с отличными впечатлениями и массой положительных эмоций.