Под чужой крышей

«Зареченская Ярмарка» №25 от 18 июня 2015 г.
Под чужой крышей

20 июня - Всемирный день беженцев. Так называют людей, покинувших родину в силу чрезвычайных обстоятельств. С началом войны на Украине в Заречный стали

прибывать беженцы с Украины. Как складывается их судьба на нашей земле?..

Елена ПАРАСКИВИДИ

В 2014 году наша страна приняла около миллиона украинцев, а Средний Урал за время гражданской войны на Украине приютил 4 500 человек. Пункты временного проживания созданы в Сухом Логу, Ревде, Первоуральске, Берёзовском, Верхней Пышме, Каменск-Уральском. Не стал исключением и Заречный. По данным миграционной службы на 8 апреля 2015 года, в Заречный прибыло 52 беженца.

Зареченцы не остались равнодушными к чужой беде, оказали беженцам всяческую помощь и поддержку, в первую очередь постарались решить вопрос с жильём. Кого-то на время поселила у себя общественная организация «Уральский дом», кто-то нашёл приют у родственников. На временное проживание были определены 5 человек на улице Ленинградской, ещё одной семье предоставили квартиру на улице Алещенкова. Один житель Заречного безвозмездно предложил беженцам свой дом с запасом дров в деревне Курманка. Некоторые из украинцев снимают жильё, другим нашли место в общежитии.

Помогали беженцам, чем смогли: несли постельное бельё, посуду, бытовую технику, одежду. Помогло с вещами для взрослых и детей Управление социальной политики населения. Семья журналиста нашей газеты Валентины Токаревой отдала беженцам мягкую мебель, кухонный стол и компьютер. После обращения «Зареченской Ярмарки» нашлись даже валенки 44 размера! В городе по сей день работают 3 пункта по сбору вещей и предметов первой необходимости для приехавших с Украины. Ряд бесплатных услуг предложила беженцам МСЧ-32.

Некоторые из украинцев решили навсегда остаться в Заречном и получить гражданство. Для других беженцев зареченская земля стала лишь временным причалом, наш город, например, собиралась покинуть семья Сахаровых, состоящая из 4 человек. Многие мечтают вернуться на родину, когда там закончится война. Семья Кравченко, которая приехала в Заречный в конце июня 2014 года, как раз из таких.

- Мы до последнего не хотели уезжать, - со слезами на глазах говорит Надежда Кравченко. - До войны жили в нашем курортном городе, как в раю. Работали с мужем на мебельной фабрике, взяли кредит, построили добротный дом. Осталось только полы на веранде настелить. Не успели, началась война…

Правительственные войска взяли город в кольцо и обстреливали днём и ночью. Мы прятались у соседа в подвале. Особенно сильным был обстрел 8 июня. Я шла из магазина, когда недалеко разорвался снаряд. Взрывной волной меня откинуло к стене дома, и я сильно ушибла ноги. Долго не могла подняться с земли. Когда встала и огляделась, увидела недалеко мужчину с оторванными ногами, истекающего кровью…

… Сколько потом раненых и мёртвых мы с сыном и мужем видели на улицах Славянска! Удивляемся, как не сошли с ума. 10 июня с вечера опять начался очередной обстрел и, выйдя 11 числа утром из подвала, мы увидели развалины на месте своего нового дома. Вы даже представить себе не сможете, в каком мы были состоянии в тот момент. С этим домом рухнула вся наша жизнь. Тогда мы и приняли решение уехать в Заречный к родственникам, пока не убили нас самих.

Родня поселила семью Кравченко в своём большом доме в селе Мезенское. Муж Надежды устроился на работу.

- Говорят, что сейчас в 100-тысячном Славянске осталось меньше 7 тысяч человек, в основном - пожилые люди, - продолжает Надежда. - Все, кто мог, город покинули. До сих пор иногда думаю, не сон ли это всё, что случилось с нами, что происходит на нашей родине? А вспомню ужас, который мы пережили, и понимаю – это страшная явь. Боюсь за сына Лёшу, за его здоровье и будущее. У него не по-детски взрослые глаза, весёлый жизнерадостный ребёнок стал молчаливым и замкнутым. Немудрено, ведь мальчик видел столько людских страданий, столько смертей, его детство убила война. Раньше сын играл со сверстниками в войну, бегал с игрушечным автоматом, а теперь какая ему игра, ведь он не понаслышке знает, что такое настоящая война. У нас и в мыслях не было, что когда-нибудь станем беженцами, изгоями поневоле. Нас вынудили под страхом смерти покинуть родину. Но в чём наша вина?..

Судеб, искалеченных гражданской войной, на Украине десятки тысяч. В августе прошлого года мы рассказывали о беженке из Луганска 42-летней Виктории Матвеевой.* Она была вынуждена уехать из разрушенного города 18 июня 2014 года. Муж Виктории остался охранять квартиру и гараж в Луганске. В Заречном женщина поселилась у родственников в небольшой двухкомнатной квартире, где жили ещё четыре человека. Позднее она собиралась перебраться к дяде в Краснотурьинск. Как теперь оказалось, женщина не смогла вынести разлуку с мужем и, переживая за его здоровье и жизнь, в октябре прошлого года вернулась обратно в разбомблённый Луганск. В декабре она позвонила родным и сообщила, что они с супругом живы. С того времени вестей от Матвеевых нет, связаться с ними родные не могут…

Война, пришедшая на украинскую землю, стала полной неожиданностью не только для самих украинцев. Вынужденные покинуть нажитые места, они всё равно думают о возвращении на родную землю, потому как «всякому мила своя сторона».

-«ЗЯ» №33 от 14 августа.