Нас бьют - а мы крепчаем

«Зареченская Ярмарка» №21 от 21 мая 2015 г.
Нас бьют - а мы крепчаем

26 мая отмечается День российского предпринимателя. В Заречном 1 287 малых предприятий и предпринимателей. В этой сфере работают 30% жителей города, которые приносят в бюджет почти половину доходов. Каков же психологический портрет современного зареченского бизнесмена?

Елена ПАРАСКИВИДИ

26 мая 1987 года был подписан закон «О кооперативах», разрешающий предпринимательскую деятельность. Теперь этот день считается профессиональным праздником российского бизнеса.

Если следовать букве словаря, то предприниматель - это лицо, имеющее своё дело в целях получения прибыли в форме создания торговли или производства. По данным аналитиков, средний возраст современного российского предпринимателя 35-45 лет. В Заречном эти границы немного другие - от 38 до 55 лет, причём в последние годы в самостоятельное плавание идёт гораздо меньше людей, чем десять лет назад.

В начале 90-х годов среди всех предпринимателей доля сильной половины человечества составляла 96%, в следующие годы - около 80%, что говорит о возрастающей активности женщин. В последние годы в бизнес чаще стали идти женщины, из них 85% имеют высшее образование. Многие предприниматели закончили два учебных заведения или имеют учёную степень.

Стоит также отметить, что наши коммерсанты достаточно изобретательны и полны энтузиазма, динамичны и активны, когда идут к поставленной цели. С выбранного пути большинство из них не собьют ни корыстные чиновники, ни масса всяческих запретов и барьеров.

Российский предприниматель чем-то напоминает детскую игрушку Ваньку-Встаньку: его бизнес мотает из стороны в сторону из-за постоянно меняющихся и противоречащих друг другу законов, а он не падает духом и, потерпев крах, вновь поднимается и начинает заново строить своё дело.

«Нас бьют, а мы крепчаем» - улыбаются местные предприниматели. Около 60% коммерсантов Заречного работают в торговле - держат магазинчики, кафе и киоски. В последние годы эта сфера претерпевает значительные изменения. На территорию заходят крупные торговые сети, которые буквально вытесняют местных. Например, бывшая сеть магазинов «Веста» (Казарович Е.Г.) теперь отдана на откуп «Монетке» и «Магниту», магазины «Нива», «Радиотовары» и 2 этаж Дома торговли (Беулов А.Ю.) давно принадлежат сети «Кировский». Кроме того, крупные сети скупают новые торговые площади в строящихся торговых центрах.

По официальным данным, в Заречном сильно превышен коэффициент распространения федеральных торговых сетей, которые препятствуют развитию местного бизнеса.

Видимо, поэтому среди основных психологических черт владельцев торгового бизнеса аналитики отмечают агрессивность: слабым здесь нет места. Но работать в условиях конкуренции могут не все. В конце концов, кто-то начинает уставать психологически, уходит на покой. Кстати, есть предприниматели, которым нравится работать в экстремальных условиях. По-другому они просто не могут, от тишины и спокойствия начинают «закисать». В то же время внутренний «моторчик» заставляет их искать всё новые и новые идеи для реализации. Поэтому иногда кажется, что предприниматели - люди непредсказуемые. Открывают такие бизнесы, о которых народ раньше слыхом не слыхивал: интернет-магазины, надувные костюмы, круглые лодки-батискафы и тому подобное.

Часто сфера применения деловых качеств бизнесменов и их профессиональное образование совершенно не связаны. Вот, к примеру, зареченский предприниматель Ахмет Куанбаев, получив финансово-экономическое образование, выпускал журнал «Оранжевый» (кстати, скоро он снова выйдет в тираж), сейчас является хозяином кафе «Театральное». Говорит, что сам отлично готовит и с детства мечтал работать там, где можно вкусно кормить людей. Татьяна Ладейщикова - редактор «Зареченской Ярмарки», тоже предприниматель. Окончила физтех УПИ, занималась наукой, а потом ушла в медиабизнес. А бизнес-леди Ирина Салаева, окончив УПИ по специальности «инженер-электрик», открыла предприятие по выращиванию саженцев деревьев и рассады. Кстати, отличительной чертой зареченских предпринимателей является то, что практически все они занимаются благотворительностью.

Ещё одна психологическая черта нашего предпринимателя: он не боится риска. Путеводной звездой служит поговорка «кто не рискует, тот не пьёт шампанского». Что же привлекает людей в полный подводных камней род деятельности? Скорее всего, возможность самореализации, независимость, желание материальной обеспеченности, наработка авторитета среди окружающих, полезность своей работы для людей. Понятно, что каждый бизнесмен несёт личную ответственность в случае неудачи, как материальную, так и моральную за судьбы работающих на их предприятии людей.

Среди зареченских предпринимателей немало таких, кто научился отлично просчитывать риски и не ввязываться в пустые авантюры. Такие предприятия работают стабильно и успешно уже много лет. Их владельцы и руководители - настоящие лидеры, проверенные временем. Так, многолетней успешной работой обеспечили стабильность своих предприятий Илья Нистель (ООО «ПГС-сервис»), Игорь Голубев (ООО «Континенталь») и другие.

В преддверии Дня российского предпринимательства хочется пожелать нашим бизнесменам успехов в их нелёгком деле, предсказуемости российских законов и, конечно же, удачи. Ведь удача в российском бизнесе - это, наверное, самое главное.