Этот день мы приближали как могли

«Зареченская Ярмарка» №20 от 14 мая 2015 г.
Этот день мы приближали как могли

Завершаем освещение главных событий на фронте и в тылу в годы Великой Отечественной войны парадом Победы. В основу публикаций легли материалы 100 номеров «Красной звезды» -главной военной газеты тех лет.

Эмма ГОЛОВЫРСКИХ

24 мая начальник Генштаба генерал армии А.И. Антонов подписал приказ о подготовке парада Победы. В основу его легли предложения Сталина о характере и содержании этого исторического акта. О том, как он проходил 24 июня, обстоятельно рассказала «Красная звезда».

Каждый из фронтов направил в столицу на парад сводный полк двухбатальонного состава - 1 000 человек. Командирами полков были назначены заслуженные и отличающиеся статью, строевой выправкой генералы. Предполагалось, что на параде будет пронесено то самое Знамя Победы, которое над фронтоном рейхстага водрузили М.В. Кантария, М.А. Егоров, К.Я. Самсонов и С.А. Неустроев и понесут его эти героические воины. Однако герои Берлинского сражения в строю выглядели не так, как в бою, после ряда тренировок от этой затеи пришлось отказаться.

Весьма впечатляющей была картина с низвержением вражеских военных реликвий, в числе которых был и личный штандарт Гитлера. Полотнища со свастикой - их было двести - пронесли по площади под углом к брусчатке и швырнули к подножию мавзолея.

Впереди сводных полков на параде Победы шли полководцы, имена которых знала не только вся страна, но и весь мир: К.А. Мерецков, Л.А. Говоров, И.Х. Баграмян, А.М. Василевский, И.С. Конев, А.И. Ерёменко, Р.Я. Малиновский, Ф.И. Толбухин. Командующего парадом К.К. Рокоссовского впереди фронтового полка заменил генерал-полковник К.П. Трубников, а принимающего парад Г.К. Жукова - его заместитель по 1-му Белорусскому фронту В.Д. Соколовский.

На следующий день, 25 июня, состоялся приём в честь участников парада. В Большой Кремлёвский дворец было приглашено более двух с половиной тысяч человек. Провозглашались тосты за всех командующих фронтами и их боевых сподвижников. Многие военачальники обратили внимание, что у Сталина наград гораздо меньше, чем у них, и предложили Верховного Главнокомандующего отметить как-то особо. 26 июня Президиум Верховного Совета СССР наградил Сталина вторым орденом «Победа» и присвоил ему звание Героя Советского Союза. Правда, причитающиеся знаки отличия Сталин согласился принять лишь спустя несколько лет. А 27 июня ему было присвоено высшее воинское звание, учреждённое Президиумом днём раньше, - Генералиссимус Советского Союза.

«Этими и другими торжественными актами, - пишут историки, - страна как бы подводила итог под трагическим и в то же время победным периодом своей истории, чтобы, не покоясь на лаврах, идти дальше, невероятным трудом восстанавливать порушенные врагом города и сёла, возрождать хозяйство, конверсировать тысячи предприятий.»