Нервный телефон

«Зареченская Ярмарка» №50 от 11 декабря 2014 г.
Нервный телефон

Ох уж эти сотовые телефоны! Сколько ж мы тратим на них денег и главное - нервов!..

Эмма ГОЛОВЫРСКИХ

В июне прошлого года Нина Семёновна купила в магазине сотовый телефон марки «Самсунг». 4 месяца он служил исправно. И вдруг стал звонить самопроизвольно, самостоятельно отправлять смс-сообщения, экран темнел при входящих звонках. А потом и кнопка меню перестала работать. «Взбунтовавшийся» аппарат пришлось отнести обратно в магазин. Там взяли его на ремонт. Неисправности были устранены. Однако ещё через 4 месяца - новый сюрприз: телефон вообще перестал включаться, реагировать на нажатие кнопок. Ну сколько можно испытывать нервы! Нина Семёновна возмутилась и решила сдать сотовый аппарат обратно в магазин. Не тут-то было: вернуть деньги покупательнице отказались. Тогда женщина отправилась в суд с исковым заявлением, в котором потребовала выплатить ей, кроме стоимости телефона, компенсацию за нанесённый моральный вред.

Женщина искренне была уверена, что права. До обращения в суд внимательно проштудировала закон «О защите прав потребителей» и потому знала, что в магазине ей должны либо вернуть деньги, либо заменить бракованный телефон на другой товар такой же марки. Ну, а если марка другая, то сделать перерасчёт покупной цены. В конце концов - незамедлительно и безвозмездно отремонтировать, а если ремонт сделает сама - возместить ей расходы. Но не учла одного: это всё правильно только в том случае, если покупка обычная. У неё же другой случай - телефон Нины Семёновны относится к разряду непростых вещей.

Если заглянуть в Перечень технически сложных товаров, утверждённый Постановлением правительства РФ №904 от 10 ноября 2011 г., то можно убедиться, что в него внесено в том числе оборудование беспроводной связи для бытового использования, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями. Следовательно, телефон «Самсунг» Нины Семёновны является технически сложным товаром, а это значит, что одно из перечисленных выше условий, с которыми она обращалась в магазин, следовало предъявить в течение 15 дней со дня приобретения телефона. Как покупатель, она этот срок упустила.

Тем не менее, закон оказался на её стороне. Он защищает покупателя в трёх случаях: если обнаружен существенный недостаток товара, если нарушен срок его устранения, если невозможно использовать товар в течение каждого года гарантийного срока (в совокупности более чем 30 дней из-за неоднократного устранения недостатка). Требование покупателя должно быть выполнено, если не он испортил товар, а ему продали неисправный.

Мировой судья судебного участка №1 А.С. Палкин, исследовав материалы дела, пришёл к выводу, что правда на стороне Нины Семёновны. В судебном заседании по ходатайству представителя ООО «Евросеть-Ритейл», где покупательница приобрела сотовый телефон, была назначена товароведческая экспертиза. Результат её оказался следующим: причиной неисправности сотового аппарата является скрытый производственный дефект аккумуляторной батареи. Нарушений правил эксплуатации товара не обнаружено. Да и представитель Евросети не предъявил суду никаких доказательств, что неисправности в аппарате возникли вследствие нарушения Ниной Семёновной правил его использования или хранения. Поэтому требования заявителя законны. Суд признал, что обнаруженный в телефоне дефект существенный. Для его устранения необходима замена составляющей части аппарата - аккумуляторной батареи. Виновна Евросеть ещё и в том, что экспертиза не была проведена вовремя.

Исковые требования Нины Семёновны были удовлетворены частично: ей возвращена стоимость телефона, а вот сумма ущерба за нанесённый моральный вред была уменьшена 5 раз. В пользу пострадавшей виновный должен выплатить также штраф за то, что добровольно не выполнил требования покупателя - всего более 5,5 тысячи рублей. С ООО «Евросеть-Ритейл», кроме того, взыскана и госпошлина в бюджет городского округа. Так что получилось себе дороже.