Этот день мы приближали как могли

«Зареченская Ярмарка» №46 от 13 ноября 2014 г.
Этот день мы приближали как могли

Эмма ГОЛОВЫРСКИХ

Продолжение. Начало в №26

Год 1943, апрель. Особенность этого месяца в том, что в его середине главное стратегическое противоборство на советско-германском фронте было перенесено с земли в воздух. Именно во второй половине апреля над Кубанью разгорелись небывалые по размаху и напряжённости воздушные сражения. Как вспоминают историки, в некоторые дни происходило до полусотни воздушных боёв с участием 30-50 самолётов с каждой стороны. И мы, и немцы направили на юг цвет своей нации.

После Сталинграда, к весне сорок третьего, наша авиация, получая больше самолётов новых типов, начала теснить в небе противника.

Об этом стали писать во фронтовой газете «Красная звезда». 21 апреля газета посвятила авиаторам передовую статью. «Борьба в воздухе, как и на земле, - говорится в ней, - принимает всё более сложные формы. Воздушные бои требуют не только отваги и мастерства отдельных пилотов, но и тактически правильного замысла командира.» 30 апреля газета напечатала очерк Ильи Сельвинского «Чувство неба» об одном из героев воздушных сражений над Кубанью - капитане Дмитрии Глинке. Глинка ещё до кубанских схваток с «мессершмиттами» участвовал в 146 боевых вылетах и сбил 15 самолётов противника. Сельвинский встречался с Глинкой после его первого воздушного боя над Кубанью. Дмитрий сбил в нём три «юнкерса» и сам был подбит. Ещё в воздухе Глинка потерял сознание и как сажал истребитель, не помнил. В госпитале он пришёл в себя спустя трое суток. По наблюдениям врачей и дежурных сестёр, он всё это время продолжал бой. Его непроизвольные движения напоминали управление самолётом, а стоны и крики команды и доклады. Кстати, в небе над Кубанью подлинным асом проявил себя и старший брат Дмитрия - лейтенант Борис Глинка. Он сбил десять самолётов противника и в том же году, как и Дмитрий, был удостоен звания Героя Советского Союза.

Именно небо стало в апреле эпицентром стратегических событий. Это подтверждают названия публикаций газеты: «Налёт наших самолётов на Кенигсберг», «Воздушные бои», «Совершенствовать боевую выучку авиационных кадров». Читателям наверняка были по душе такие сообщения с фронта, как эти, содержащиеся в газетных строках: «28 и 29 апреля немецкая авиация пыталась совершить массированные налёты на наши войска и военные объекты западнее Краснодара. Наши воздушные силы не только отразили эти налёты, но и, в свою очередь, успешно бомбардировали войска и военные объекты противника. Наша авиация, захватив инициативу и господство в воздухе, нанесла немцам серьёзный урон. За два дня в воздушных боях сбито 116 немецких самолётов», «28 апреля частями нашей авиации на различных участках фронта уничтожено или повреждено не менее 20 немецких автомашин с войсками и грузами, разбит железнодорожный эшелон, подавлен огонь 5 артиллерийских батарей противника.»

Продолжение следует.