Такая родная и тёплая береста

«Зареченская Ярмарка» №44 от 30 октября 2014 г.
Такая родная и тёплая береста

Необыкновенно красивая береста словно оживает в руках Людмилы Викторовны Топорковой, которая использует её для создания своих картин.

Елена ПАРАСКИВИДИ

Как вы все прекрасно знаете, береста - это наружная часть коры берёзы. Береста является отличным материалом для создания бытовых, хозяйственных и декоративных поделок, она не боится сырости, очень прочна и красива. Именно береста присутствует в удивительных картинах Людмилы Викторовны Топорковой.

- Всё началось в Свердловском областном музыкально-эстетическом педагогическом колледже, где педагог по ручному труду Наталья Григорьевна Будилина учила нас делать красивые вещи из всякой всячины: бумаги, ткани, кожи, бросового материала, - рассказывает мастерица. - Особое внимание она уделяла природному материалу, такому как береста. Она демонстрировала дивные картины, на которых были изображены девушки-японки с зонтиками и в кимоно. Однажды нам дали задание сделать картину с цветами из бересты. Как сейчас помню, у меня были хризантемы, за них я получила оценку «отлично», работу взяли на выставку. С тех пор я и увлеклась берестой. Я не считаю это своё занятие постоянным хобби. Это просто моё увлечение, на которое, к сожалению, порой не хватает времени.

Мастерица с любовью относится к основному материалу своих картин.

- Мои картины с использованием бересты - это просто аппликация или накладной рисунок, который может быть выполнен из любого материала, а не только из родной, тёплой бересты. Именно родной, потому что берёза - символ моей страны, России. Именно тёплой, потому что на ощупь обработанные слои бересты очень приятны. Тот же педагог давала нам краткие инструкции по подготовке этого материала: надо залить бересту кипятком, оставить на трое суток в воде, затем расщеплять на тонкие слои и проглаживать утюгом. Всё это сделать было несложно, гораздо интереснее было потом. Берёза обманчива: береста после расслаивания становилась намного больше, чем была прежде! Это очень экономный, интересный и загадочный материал, чего только стоят её точки, всякие полосочки и палочки, причём каждый слой имеет свой оттенок. Использовать такую текстуру можно в картинах любого жанра.

Особенно привлекательно смотрятся картины с цветами.

- Очень красивы игольчатые цветы: астры или хризантемы. В картинах с животными удобно использовать шаблоны животного и растительного мира. Вырезаешь их и обводишь заточенным карандашом по бересте, конечно, предварительно нужно рассмотреть направление «рисунка» каждого слоя. Далее вырезаешь детали из бересты и выкладываешь на фон. Лучше всего подходит бархатная бумага коричневых, бордовых и чёрных цветов. Остался последний штрих - созданную композицию довести до ума с помощью клея ПВА. На небольшую работу уходит около 5-6 часов, а иногда и больше.

Людмила Викторовна считает, что для занятий с берестой необходимо терпение.

- Детали довольно мелкие, и нужна аккуратность в работе с клеем, а сама аппликация из бересты несложна. Включаем музыку, повышающую настроение, - и вперёд, творить! Вообще, у меня море увлечений, но чтобы себя не растерять, отдаю душу бересте. Приходилось даже участвовать с работами из бересты в 2011 году в областном фестивале «Грани таланта». Тогда меня наградили Дипломом 3 степени в номинации «Художественная обработка древесины».

Дома к увлечению Людмилы Викторовны относятся с пониманием. Мужу её работы интересны, а сыну и дочери всегда любопытно, что опять новенького сделала мама? А мастерица на все руки Людмила Викторовна Топоркова не только создаёт красивые картины для себя, но и спешит поделиться умением со своими воспитанниками из детского сада «Сказка», ведь ей так хочется, чтобы её тёплую и такую дорогую сердцу бересту ребята полюбили и тоже научились работать с ней.