1998 год - Даёшь зарплату живыми деньгами

«Зареченская Ярмарка» №42 от 16 октября 2014 г.
1998 год - Даёшь зарплату живыми деньгами

Под таким лозунгом прошёл в Заречном этот сложный год на улицу с плакатами выходили рабочие БЗСК, коммунисты, учителя… По всей стране шли протесты против политики Бориса Ельцина. В Заречном боролись за зарплату.

Татьяна ГОРОХОВА

1998 год стал, пожалуй, самым сложным в истории новой России: рыночная экономика ещё не встала на ноги; предприятия, привыкшие работать на план, вынуждены были учиться зарабатывать самостоятельно. Главная проблема года, которая еженедельно обсуждалась в печати, - отсутствие «живых» денег. Если в 1997 году некоторым предприятиям города удалось наладить взаимозачёты, то в 98-м по приказу президента Б.Ельцина они были запрещены. Страна пребывала в глубочайшем финансовом кризисе, выход из которого приходилось искать на ощупь - методом проб и ошибок.

Кризис не миновал и наш город. «Из каких средств платить зарплату учителям, если в прошлом году, например, из 100 миллиардов налоговых поступлений «живым рублём» нам поступило только 5?» - спрашивал мэр города Г.К. Леонтьев на встрече с руководителями зареченских предприятий. Вопрос с зарплатой учителей весь год стоял остро: школьные педагоги перестали получать зарплату ещё весной; в конце учебного года, боясь остаться и без отпускных, учителя вышли на митинг к Дворцу культуры. К концу мая часть долга перед педагогами удалось погасить, но настроение у всех было подавленным - что нас ждёт дальше?..

А дальше было ещё непонятнее: в России началась приватизация. По городу прошёл слух, что магазин «Овощи», расположенный на улице Таховской, скоро кто-то купит. Потом оказалось, что новому хозяину (слово-то какое - из старых времён. - Прим. авт.) продали свои акции сотрудники магазина. Как так: продали магазин? - недоумевали зареченцы. Но это была только первая ласточка, в этом же году были проданы гастроном на Ленина, 12; магазин «Детский мир», часовая мастерская на Бажова, гриль-бар, столовая на Ленина, 26, другие объекты. Кроме того, было разрешено приватизировать квартиры.

Люди не получали зарплату месяцами, в Заречном был случай голодного обморока - дворник упал на улице. Учителя пригрозили, что не выйдут на работу, если не получат всю причитающуюся им зарплату. Из этой непростой ситуации в городе был найден выход: несколько магазинов согласились выдавать продукты в счёт будущей оплаты. Так, детские пособия можно было «отоварить» мебелью, инструментами - топорами, кусачками…

В отличие от учителей, зареченские медики не выходили на забастовки: они увольнялись. Так, за год из МСЧ №32 уволились 130 человек, из них 50 - высококвалифицированные врачи. Они уходили в платные клиники и кабинеты, которые стали открываться в Екатеринбурге. Медсёстрам приходилось хуже - зарплата у них была низкой, уходить было некуда…

В августе в стране случился дефолт: до этого люди получали зарплату тысячами, а в августе у тысяч отрезали три нуля - люди разом обеднели. «Когда сын уходил в армию, мы с мужем стали копить деньги ему на машину, - рассказывает зареченка Людмила Григорьевна. - За 2 года накопили деньги, можно было купить «Жигули» 6 модели. А в августе, когда сын пришёл из армии, на наши накопления мы ему только брюки смогли купить…» Многие предприятия обанкротились, начинающие появляться в городе бизнесмены получили инфаркт: рубль по сравнению с долларом упал в три раза, взятые в долг суммы в долларах выросли в разы.

На таком негативном фоне в Заречном резко возросло количество наркоманов и токсикоманов, молодёжь подсаживалась на героин, а подростки нюхали клей, который покупали в хозяйственных магазинах. Появился СПИД, люди стали бояться ставить уколы, зареченские модницы перестали делать маникюр - а вдруг заразу занесут? Обострился в городе и криминал: в газете «Пятница» описывался страшный случай, когда к одному из горожан пришли неизвестные в масках и пытали его, требуя переписать квартиру на другое имя. В магазине «Орфей» убили продавца за одну тысячу рублей.

Но в это же время в городе начали строить Детскую художественную школу, а мэр города Леонтьев мечтал о том, каким красивым будет фонтан на площади у Дома торговли…

Вот таким сложным был для всех 1998 год - год забастовок и отсутствия денег.

В статье использованы материалы газеты «Пятница» за 1998 год.