Бракоделов - под суд

«Зареченская Ярмарка» №41 от 09 октября 2014 г.
Бракоделов - под суд

Некачественно сделанная вещь, проданная в магазине, оборачивается неприятностью и для покупателя, и для продавца. Ну и, вероятно, для изготовителя, к которому потом предъявляют претензии продавцы. А покупатели, купившие в магазине бракованную вещь, идут в суд…

Эмма ГОЛОВЫРСКИХ

В магазине ООО «Евросеть-Ритейл» Сергей Васильевич (так назовём нашего героя) купил планшетный компьютер (ПК) стоимостью 18 990 рублей. Через 2 месяца тот вдруг стал самопроизвольно отключаться. Гарантийный срок - 1 год, поэтому покупатель был уверен, что успеет сдать его в магазин, вернуть деньги и приобрести другой. Но не получилось: продавец предложил оставить ПК в магазине, чтобы устранить возникшие неполадки. Через месяц с лишним вернули компьютер хозяину и заверили: работает, как часы. Однако через некоторое время планшет снова стал отключаться. Сергей Васильевич снова принёс его в магазин. Сотрудники магазина включили гаджет при нём - работает нормально. Снова вернули хозяину. Через непродолжительное время техника вновь «закапризничала». Сергей Васильевич идёт по проторенному пути, но в магазине ему вновь показывают на порог. Что делать? Тогда он обратился к эксперту для товароведческого исследования. Выяснилась причина самопроизвольного отключения - дефект производственного характера. Признаков нарушения условий эксплуатации планшетника потребителем экспертиза не установила. Но магазин, несмотря на такое заключение, вновь отказался выплатить покупателю деньги за некачественный товар.

Через 5 месяцев мучений Сергей Васильевич решил обратиться в суд с заявлением, в котором требует от магазина вернуть стоимость товара, заплатить за причинённый моральный вред, неустойку за просрочку исполнения требований потребителя, оплатить расходы за проведение экспертизы и уплатить штраф за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения его требований.

В ходе рассмотрения этого гражданского дела мировым судьёй А.С. Палкиным (судебный участок №1), представитель ответчика ООО «Евросеть-Ритейл» заявил ходатайство о проведении товароведческой судебной экспертизы. Оно было удовлетворено судом. И вот каким был вывод эксперта: дефектов в товаре нет, ПК работает нормально! Судье пришлось обратиться за разъяснениями к тому и этому эксперту. Всё-таки кто же из них прав? Оба были призваны судом в качестве свидетелей по делу, и вот что выяснилось.

Эксперт, к которому обращался Сергей Васильевич, в ходе исследования причин самопроизвольного отключения выяснил: всё дело в недостаточной надёжности контакта разъёмных соединений основной платы с компонентами аппарата. Вывод этот был построен на совокупности исследований и анализа характера выраженности обнаруженного дефекта. Оказалось, что планшетник самопроизвольно отключается при работе от аккумулятора и не отключается при работе от сети питания. Исследование это проходило в течение 14 суток после проявления недостатка в компьютере. Он эксплуатировался ещё 9 суток без перебоев и 4 суток после сброса настроек. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что исследование проводилось продолжительное время. Одним словом, данный эксперт, имеющий техническое образование и немалый стаж экспертной работы, не зря ест хлеб с маслом, оказывая услуги отчаявшимся покупателям.

Что касается отчёта второго эксперта (с его заключением типа «всё нормально»), то ПК находился у него 25 дней. Но сколько дней из них пришлось на исследование, сколько времени проверялась функциональная работоспособность планшетного компьютера, об этом не было сказано ни слова. А это свидетельствует об одном: дефект мог не проявиться в короткий промежуток времени исследования.

Суд сделал ещё ряд выводов. Планшетный компьютер относится к разряду технически сложных товаров. Поскольку он был отдан в магазин для проведения ремонта, но ремонт не был сделан, выявленный недостаток является существенным, что даёт основание для взыскания с магазина стоимости товара. Что касается неустойки, то налицо нарушение статьи 22 закона «О защите прав потребителей», где говорится о праве потребителя (покупателя) получить стоимость товара не позднее 10 дней после обращения с таким требованием. Сумма неустойки за 110 дней оказалась весьма солидной. Руководствуясь обстоятельствами дела, суд её снизил, был снижен и размер требуемой компенсации морального вреда, как и штраф за игнорирование добровольного порядка удовлетворения требований. А вот расходы на проведение экспертизы, согласно статье 15 ГК РФ, являются убытками, они подлежат полному взысканию с ответчика.

В общей сложности пострадавший получит от ООО сумму, в два раза превышающую стоимость товара. Магазин уплатит также госпошлину в доход бюджета городского округа Заречный. Бракованный товар вернули в магазин. Теперь уже магазин, если захочет, будет судиться с заводом-изготовителем. Такую вот канитель устроили бракоделы, выпускающие товар, пользующийся спросом у покупателей.