1990 год - первые народные депутаты и пустые полки магазинов

«Зареченская Ярмарка» №33 от 14 августа 2014 г.
1990 год - первые народные депутаты и пустые полки магазинов

Мы продолжаем цикл статей об истории развития БАЭС и Заречного, посвящённых полувековому юбилею. Сегодня вспоминаем 1990 год…

Алёна АРХИПОВА

Итак, начинались лихие 90-е - тяжёлые годы перехода нашей страны в новые рыночные отношения. Вместе со страной суровые испытания ждали Белоярскую АЭС и Заречный.

11 января на БАЭС побывал министр атомной энергетики и промышленности В.Ф. Коновалов. Он осмотрел территорию станции, 3 блок, долго беседовал с персоналом. У всех сложилось впечатление, что министр остался удовлетворён состоянием АЭС. Однако В.Ф. Коновалову был задан вопрос о строительстве БН-800, после ответа на который стало ясно: решения об отказе строительства нового блока нет, но из-за серьёзных денежных затруднений в стране финансирование БН-800 будет значительно урезано. Весной 1990 года был остановлен 2 блок АМБ-200. А с июля все подразделения БАЭС, включая детские сады, ЖКХ, автохозяйство, ДК «Ровесник», комбинат спортсооружений и другие, начали переводить на новые условия оплаты труда.

Вместе с тем из-за аварии в Чернобыле в стране нарастало недоверие к атомной энергетике. Это не могло не сказаться и на деятельности нашей атомной станции. Одно время по посёлку ходили слухи, что в магазинах продаются радиоактивно загрязнённые товары. Работникам БАЭС пришлось официально опровергать эту информацию. В январе 1990 года в газете «Знамя» написали, что мощность дозы гамма-излучения около здравпункта УС БАЭС равна 200 Мкр/час. Причём ошибочно указали, что здравпункт находится не в санитарно-защитной зоне, а на территории посёлка. Несмотря на то, что норма для санитарно-защитной зоны 240 Мкр/час, руководство станции решило провести работы по снижению уровня излучения. Радиационный фон был снижен в 2 раза. Для спокойствия населения весной на БАЭС появился горячий телефон, позвонив на который можно было узнать о радиационной обстановке в районе АЭС.

В лихие 90-е в Заречном началась активная политическая жизнь. В марте прошли первые выборы депутатов поселкового Совета. По данным, которые были опубликованы в газете «Мирный атом», кандидатами в депутаты поссовета по 48 округам стали 104 человека! В первом туре выборов приняли участие 59,5% избирателей Заречного, во втором - 54,6%. В общей сложности в поссовет были избраны 34 депутата. 23 апреля состоялась первая сессия народных депутатов, где был избран первый председатель поселкового Совета. Претендентов было двое: А.В. Подолян и Г.К. Леонтьев. Однако Анатолий Подолян снял свою кандидатуру и председателем поссовета был выбран Георгий Леонтьев.

Первым народным депутатам Заречного пришлось принимать немало сложных решений. В то время уже начался тотальный дефицит товаров и продуктов - полки в магазинах опустели. Поэтому в июне решением поселкового Совета в Заречном были введены контрольные талонные книжки, которые включали в себя талоны на 12 наименований продуктов и 120 номерных талонов на промтовары. По талонам в Заречном стали давать масло, молоко, макароны, мясо и другие продукты. Сотрудники ОРСа всерьёз обеспокоились: к середине сентября в хранилище оказалось заложено только 400 тонн картофеля на зиму - этого хватило бы только на обеспечение детсадов, общепита и едва на реализацию в магазинах. Депутаты решили на время уборки урожая ограничить продажу картофеля - его тоже стали продавать по контрольным книжкам, чтобы исключить вывоз картофеля из посёлка.

- Такой кошмар в магазинах творился, - вспоминает жительница Заречного. - Мы часами стояли в очередях, причём всегда брали с собой малолетних детей. Продукты выдавали, например, по 1 килограмму теста и фарша, по 1 палке колбасы или по 1 комплекту белья в одни руки. Если подойдёшь один, получишь 1 кг продукта, подойдёшь с двумя детьми - выдадут по 1 кг на каждого.

- По талонам выдавали всё: и спиртное, и сигареты, и мебель, и платья, и сапоги, - рассказывает другая женщина. - Тогда нас очень выручал бартер. Мы менялись друг с другом: талоны на сигареты меняли на талоны на водку или на сахар. Или реализовывали по талонам мебель и перепродавали её тому, кому она была нужна. В общем, выкручивались, как могли.

Девяностый год прошлого века зареченцы до сих пор вспоминают с тяжёлым сердцем. Ведь тогда никто не знал, что нас ждёт дальше…

В статье использованы материалы газеты «Мирный атом» за 1990 год.