Этот день мы приближали как могли

«Зареченская Ярмарка» №28 от 10 июля 2014 г.
Этот день мы приближали, как могли

Эмма ГОЛОВЫРСКИХ

Продолжение. Начало в №26

Год 1941-й, август. Крепнущее сопротивление советских войск в центре Восточного фронта заставили Гитлера директивно изменить весь план войны, отложив наступление на Москву, переключившись на немедленный захват Украины и Донецкого бассейна. Это стало трагическим событием для нашей армии и страны. Уже через месяц немцам удалось отсечь огромную территорию, занятую Красной Армией. В этом гигантском котле в плену оказались свыше 600 тысяч наших бойцов и командиров…

… «Красная Звезда» в те августовские дни рассказывала о зверствах фашистов над пленными ранеными красноармейцами. О том, как фашистские самолёты охотятся за госпиталями и санитарными поездами и, вопреки всем международным законам, бомбят их и расстреливают. Вместе с тем газета вселяет в читателей надежду на то, что Красная армия своими бессмертными подвигами, великим самопожертвованием и гранитной выдержкой сумеет рассеять смертельную опасность для человечества, имя которой Гитлер. Известный писатель Илья Эренбург бичует фашизм посредством всех газетных жанров и даже в такой небольшой сатирической заметке, как «Босоногая орда», опубликованной 18 августа, выражаясь языком военной пропаганды - выворачивает наружу сущность фашистской «грабьармии». Он пишет: «Для гитлеровской орды даже поношенные сапоги - трофеи. В одном из штабов бойцы нашли приказ верховного командования германской армии - «О захвате трофейной обуви на востоке»: 1. В захваченных русских областях нужно всеми способами стараться захватить все кожаные изделия (русские сапоги, ботинки, сумки, портупеи и т.д.). 2. Особо важен захват и укрытье походной обуви. Сапоги погибших русских солдат надо забирать. Нужно отбирать обувь у пленных русских. 3. Обувь, годную для носки, использовать для собственного снабжения. 4. Обувь и все кожаные изделия, которые не могут быть употреблены сразу, отдать в починку.».

И это понятно. Немецкие войска, думавшие, что победа над советским народом будет молниеносной, а нападение - быстрым (за лето хотели управиться), уже тогда, в августе 1941 года, начали понимать, что перед ними не Европа. В России совсем другие люди, они готовы биться насмерть за каждую пядь своей земли. А посему война затянется до суровой русской зимы.

Публицист завершает заметку словами: «Гитлеровские генералы стали мародёрами - они хотят обеспечить снабжение своей армии, снимая сапоги с мёртвых. Пришли они к нам в ботинках из «эрзаца» - удирать придётся босиком.»

Тем временем в тылу началось всенародное движение за создание фонда обороны Родины. Трудящиеся добровольно отчисляли взносы с зарплаты, сдавали в фонд свои сбережения, золотые и серебряные вещи, облигации государственных займов. Колхозники, кроме денег, вносили зерно, яйца, молоко и овощи…

Продолжение следует.