Компенсация за трусость

«Зареченская Ярмарка» №15 от 10 апреля 2014 г.
Компенсация за трусость

О том, что в октябре прошлого года водитель сбил четырёх подростков на

пешеходном переходе по ул.Курчатова, знает не только наш город, но и вся область. Водитель был амнистрирован, его уголовное дело не доведено до суда. Но недавно одной пострадавшей семье удалось выиграть компенсацию морального вреда.

Эмма ГОЛОВЫРСКИХ

Напомним о том редком по цинизму страшном событии. 5 октября 2013 года четверо подростков возвращались домой с концерта из ДК «Ровесник». На пешеходном переходе возле перекрёстка улиц Кл.Цеткин и Курчатова их сбил управлявший ВАЗом водитель Бикбулатов. Он остановился, оттащил сбитых ребят на обочину дороги и уехал с места преступления. Столкновение произошло в 19 часов 40 минут. Какое-то время дети оставались лежать на холодной земле в крови…

Как потом выяснилось, 27-летний водитель не был новичком: стаж управления - 9 лет. Однако за это время он дважды лишался водительских прав за управление автомобилем в нетрезвом виде. После октябрьского ДТП на него было заведено уголовное дело.

За оставление сбитых им подростков на месте аварии отдел ГИБДД направил материалы в мировой суд. Судья вынес наказание - административный арест на 15 суток. Дальнейшую судьбу злостного нарушителя ПДД должен был решить Заречный районный суд. Но уголовное дело до него не дошло - в декабре грянула амнистия. Водитель написал заявление следователю с просьбой рассмотреть дело, не доводя до суда, воспользовавшись амнистией, объявленной к 20-летию Российской Конституции. Следователь, в чьём производстве находилось это уголовное дело, 7 января 2014 года вынес постановление, которым уголовное дело в отношении Бикбулатова было прекращено на основании п.3 ч.1 ст.27 УПК РФ вследствие акта амнистии. Как подтвердил редакции межрайонный прокурор А.А. Щибрик, следователь был вправе это сделать. Дело в том, что категория преступления водителя подпадает в разряд не тяжкого (!). Так злостный нарушитель ушёл от уголовного наказания.

Родители сбитых подростков, да и все зареченцы, были поражены таким исходом дела. По сути, безнаказанностью. Тем более что Бикбулатов даже не извинился перед ними за своё преступление.

Одна из родительниц обратилась в Заречный районный суд с иском о взыскании компенсации морального вреда. Её несовершеннолетний сын в результате ДТП, согласно заключению эксперта, получил телесные повреждения в виде ушиба головного мозга средней тяжести, многочисленных гематом, подвывиха шейного позвонка и т.д. Эти травмы повлекли за собой кратковременное расстройство здоровья - свыше 6 дней, но менее трёх недель, по этому признаку оно расценивается как наступившее вследствие повреждения, причинившего лёгкий вред здоровью. Тем не менее, здоровью подростка нанесён вред. Виновный после ДТП скрылся, оставил ребят в беспомощном состоянии. Во время нахождения подростка на лечении не интересовался состоянием его здоровья, не принёс извинения за случившееся. Учитывая всё это, а также малолетний возраст ребёнка, психологическую травму, нанесённую ему в результате ДТП, заявительница и просила суд взыскать с ответчика 80 тысяч рублей, а также возместить судебные расходы.

Гражданское дело по данному иску было рассмотрено в открытом судебном заседании 19 марта 2014 года (судья Ю.П. Букатина). Бикбулатов счёл сумму морального вреда завышенной, утверждая, что она не соответствует размеру перенесённых пострадавшими нравственных и физических страданий.

Согласно ст.1100 и п.2 ст.1101 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется, если вред причинён жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности. Размер её определяется судом в зависимости от характера физических и нравственных страданий и оценивается судом с учётом фактических обстоятельств, при которых был причинён моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Суд счёл, что исковые требования матери подростка следует удовлетворить. При определении размера компенсации было принято во внимание, что водитель наехал на пешеходов, переходящих проезжую часть по пешеходному переходу, уехал с места ДТП, не оказал помощь пострадавшим. Суд взял в расчёт и материальное положение ответчика: тот имеет на иждивении двоих малолетних детей, платит кредиты. В результате было решено взыскать с Бикбулатова в пользу матери пострадавшего подростка компенсацию морального вреда в размере 70 тысяч рублей и судебные издержки. Достаточно ли этого? Пока решение Заречного суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд. Будет ли поставлена точка в этом громком деле, покажет время.