Чашку кофею я тебе бодрящего налью

«Зареченская Ярмарка» №13 от 27 марта 2014 г.
Чашку кофею я тебе бодрящего налью

Бытовые приборы - первые помощники каждой хозяйки. Иной раз не жаль никаких денег, чтобы облегчить себе готовку и уборку. Но, к сожалению, не всегда покупка оправдывает надежды. Одна из главных причин - наше невнимательное изучение инструкции.

Эмма ГОЛОВЫРСКИХ

Людмила Андреевна (имя изменено. - Прим.авт.) предпочитает каждое утро начинать с чашечки ароматного кофе. Готовить его самой надоело, решила сделать себе подарок - купить кофеварку. Несколько раз заходила в магазин, где продаются эти бытовые устройства разных видов. Присматривалась - приценивалась. Остановила свой выбор на «ДеЛонги ЕС 150» стоимостью 5 338 рублей. Именно эту кофеварку посоветовала приобрести продавец-консультант магазина. Процедура варки, как пояснила консультант при продаже товара, проста: для приготовления кофе необходимо налить воду, засыпать кофе и ждать. Время приготовления кофе в минутах не оговаривалось, хотя перед покупкой Людмила Андреевна просила подобрать ей кофеварку не только удобную в эксплуатации, надёжную и качественную, но и экономичную - напиток в ней должен готовиться быстро. Каково же было её разочарование, когда после первых же включений симпатичной кофеварки, для приготовления даже одной чашки кофе необходимо было разогревать технику в течение 30 минут и только после этого приступать непосредственно к приготовлению любимого напитка.

Владелица покупки посчитала, что продавцы магазина ввели её в заблуждение относительно свойств кофеварки. Памятуя о своих правах потребителя, она отправилась в торговую точку с требованием вернуть деньги за товар, так как консультант не объяснила, что кофеварку надо разогревать 30 минут и теперь ей очень сложно сварить чашечку кофе. Однако деньги ей не вернули. Тогда покупатель обратилась к мировому судье с исковым заявлением, в котором просила взыскать с магазина стоимость товара плюс 5 тыс. руб. компенсации морального вреда.

В судебном заседании представитель фирмы, к которой относится магазин, пояснил: после проверки качества кофеварки было установлено, что она соответствует всем техническим характеристикам, указанным в инструкции по эксплуатации. К тому же кофеварка использовалась в домашних условиях. Этого вполне достаточно для того, чтобы в возврате денег за покупку товара покупателю отказать.

А теперь обратимся к закону «О защите прав потребителей». Согласно ему, продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация доводится до сведения покупателя в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров. Продавец несёт ответственность за недостатки товара, возникшие после его передачи покупателю из-за отсутствия у него такой информации.

Продавец-консультант, которая была приглашена в суд в качестве свидетеля, объяснила, что перед приготовлением первой чашки кофе любую кофеварку необходимо разогреть, так как это электронагревательный прибор. При этом, если её не отключать, то повторно разогревать уже не нужно. В инструкции, которую покупатель изучала перед приобретением товара, об этом говорится. Далее, из товарного чека на кофеварку следует, что покупатель «получила товар и инструкцию. К внешнему виду и комплектности претензий не имеет. Правила пользования и установки ей разъяснены». Здесь же есть подпись Людмилы Андреевны. Да, подтвердила покупатель, подпись моя, но инструкцию прочитала не в магазине, а дома. Правда, это утверждение оказалось неверным, поскольку её знакомая, которая была свидетелем процесса совершения покупки, напротив, указала в суде, что инструкция изучалась покупателем до приобретения товара.

В инструкции по эксплуатации кофеварки чётко указано: за 15-20 минут перед приготовлением кофе прибор следует прогреть. Дело в том, что время прогрева зависит от многих факторов: от температуры воды, воздуха, количества воды в приборе. Утверждение любительницы кофе о том, что ей продан товар сложный в использовании, также опровергается инструкцией. В ней описан процесс приготовления кофе: включил прибор, сделал поворот ручки в соответствующее положение и всё!

Не принял суд и заявление покупателя о том, что кофеварка готовит «невкусный» кофе. Данное понятие является оценочным и зависит как от качества воды, самого кофе, так и от субъективных ощущений каждого человека. Ещё одна претензия была предъявлена: после приготовления одной чашки кофе поток воды невозможно остановить, пока вся вода не выбежит из резервуара. Этот факт не подтвердился как при проверке качества прибора, так и в судебном заседании путём перемещения ручки поток воды останавливается в любое время. Кроме всего этого, в соответствии с п. 11 Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену, утверждённого Постановлением правительства РФ от 19 января 1998 года, кофеварка относится к технически сложному товару бытового назначения и возврату не подлежит.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Людмилы Андреевны к ООО «Норд-Ч» о защите прав потребителя, мировой судья А.С. Палкин в её требовании вернуть стоимость кофеварки и компенсировать ей моральный вред отказал «в связи с необоснованностью этих требований».