Политическое равноденствие

«Зареченская Ярмарка» №12 от 20 марта 2014 г.
Политическое равноденствие

В середине марта исполнилось ровно два года с тех пор, как жители Заречного выбрали новый состав местного парламента. Оправдывается ли сделанный выбор?

Татьяна ЛАДЕЙЩИКОВА

Половина политического срока, отпущенного депутатам, уже позади. С марта 2014 года время деятельности очередного, пятого по счёту, состава народных избранников пойдёт на убыль. И как раз сейчас, на наш взгляд, наступил момент политического равноденствия, когда можно попробовать подвести некоторые итоги работы городского парламента.

4 марта 2012 года жители Заречного сделали выбор, существенно изменивший как политическую, так и экономическую обстановку в нашем городе. Можно сказать, что произошёл долгожданный поворот в истории: уставшие от многолетнего противостояния между муниципалитетом и градообразующим предприятием горожане наконец-то отдали бразды правления основателю территории. На выходе из избирательных участков они говорили: хотим, чтобы в городе наступил мир; чтобы всё вернулось обратно к БАЭС; чтоб, как раньше, был один хозяин, чтоб снова в дома возвратились тепло и вода, улицы стали чистыми, а город ухоженным и процветающим. Так, впервые за прошедшее десятилетие, абсолютным большинством парламентариев стали представители атомной станции. Впрочем, уже тогда российское законодательство преподнесло городу первый сюрприз: помимо баэсовцев в депутаты попали лидеры партийных ячеек, а вместе с ними и политический популизм, доселе неведомый Заречному.

Первый год правления новой Думы оказался весьма непростым с точки зрения внутриполитической обстановки. Исполнительный орган полностью состоял из приверженцев проигравшей команды, оплотом которой был глава администрации Д.В. Погорелов. Бюджет города 2012 года был уже свёрстан, и повлиять на него депутаты практически не могли. Да и сами парламентарии того периода, что вполне понятно, не обладали достаточным опытом в местном нормотворчестве. В силу специфики атомной отрасли, во многом ещё живущей по принципам социализма, депутатам-баэсовцам приходилось как бы заново переосмысливать законы российской федерации, разбираться в том, что такое местное самоуправление и чем оно отличается от работы корпорации.

Такой своеобразный расклад принес Заречному целую серию политических всплесков: депутаты то намеревались отозвать сити-менеджера, то неожиданно прекращали отзыв, то объявляли выговор, то возмущались. Тем временем чиновники перешли на работу в автономном режиме, практически игнорируя решения Думы. Так началось принудительное сокращение детских садов, произошёл срыв сроков ремонта школы №3, затянулось строительство домов на ул.Лермонтова, оптимизация школы №7.

Тогда же, в попытках повлиять на исполнительную власть, депутаты начали принимать многочисленные поправки в городской Устав, усиливающие полномочия местного парламента. Позже большая часть этих поправок была отменена судом, как не соответствующая законам РФ. Однако самое серьёзное изменение - то, чего ждали жители, избирая новый состав Думы - всё же осталась: с 2016 года в Заречном прекратит, наконец-то, существование «двуглавая» система власти, а горожане, если, конечно, ничего экстренного не случится, будут выбирать единого хозяина города.

Второй год работы нового парламента оказался менее политизированным, но более напряжённым с точки зрения экономических трудностей. Многочисленные долги, муниципальные гарантии и другие невыполненные обязательства тяжким бременем легли на плечи городского бюджета и нового главы администрации. Заступив на пост в марте 2013-го, Е.А. Добродею пришлось учиться на ходу, на фоне молчаливого противоборства экс-команды администрации. Многие чиновники покинули свои посты, прихватив «золотые парашюты» - это ещё один сюрприз российского законодательства, когда при увольнении чиновникам обязаны выплатить десятки и даже сотни тысяч рублей в качестве выходного пособия. Доходов городскому бюджету, как вы понимаете, это тоже не прибавило.

Между тем, взаимодействие между Думой и администрацией постепенно налаживалось. К концу года буквально по крупицам создаётся новый костяк администрации, меняется её структура, а бюджет 2014 года депутаты утверждают без особых вопросов. Во всей этой ситуации отдельно хотелось бы остановиться на роли градообразующего предприятия. После выборов, повернувшись лицом к городу, БАЭС всеми силами старалась поддерживать Заречный - на котельной работали её специалисты, новогодний городок получился лучшим за последнее время, а в бюджет города начали поступать дополнительные средства по Соглашению между Губернатором и Главой Росатома. Развернулось строительство нового детского сада, общественные организации получили «атомные» гранты, а муниципалитет, в качестве подарка, возможность установить новые мусорные контейнеры. Однако и в эти взаимоотношения не раз вмешивалось российское законодательство: крупные инвестиционные программы проходили через Москву крайне сложно и не всегда заканчивались положительным результатом, предприятия-«дочки» Концерна ненадолго задерживались на территории, а оперативные вопросы жизнедеятельности города решались довольно медленно. Депутаты всё больше стали понимать, что мечты о прежнем Заречном несбыточны. Часть парламентариев начала склоняться к тому, что принципы работы Корпорации и территории имеют отличия, и для развития местного самоуправления существуют собственные возможности. «Причём не в противовес Белоярской АЭС, а параллельно», - подчеркнул один из депутатов.

Два года остаётся до выборов нового парламента и, конечно же, предложенный нами взгляд на работу Думы отнюдь не претендует на завершающее резюме. Чего пожелать нашим депутатам? Наверное, побольше добрых инициатив и главное - доведение их до реального результата.