Есть ли в Заречном коррупция

«Зареченская Ярмарка» №48 от 28 ноября 2013 г.
Есть ли в Заречном коррупция

21 ноября на заседании Комиссии по противодействию коррупции в ГО Заречный были озвучены результаты мониторинга состояния коррупции за 9 месяцев 2013 года. Выводы получились довольно неожиданными.

Татьяна ЛАДЕЙЩИКОВА

Есть ли в Заречном коррупция? Наверное, есть, как и везде в России. Ведь, так или иначе, многие из нас сталкивались с необходимостью, например, подношений начальству, устройству «по блату» на престижную работу или, допустим, оказанием взаимовыгодной услуги в духе «ты - мне, я - тебе». Но коррупция ли это? Кто-то скажет да, а кто-то задумается: определить, как и в чём она проявляется, довольно сложно, потому что чёткого понимания, что такое коррупция, в нашем обществе до сих пор не существует. Хотя есть определённые нормы, в рамках которых то или иное действие признаётся «имеющим коррупционную направленность». Однако судя по этим критериям, коррупции в Заречном нет. Примерно об этом же свидетельствуют официальные Итоги антикоррупционного мониторинга за 9 месяцев 2013 года, в которых указано, например, что уголовных дел и осуждённых за коррупцию за истекший период «ноль», обращений на «телефон доверия» от граждан - тоже «ноль».

С другой стороны, ощущение присутствия этого явления легло в основу результатов специально проведённого анонимного опроса об уровне восприятия коррупции. Его результаты также были озвучены на заседании Комиссии.

Аудитория зареченцев, заполнивших «коррупционную» анкету, получилась небольшой - всего 204 человека. В основном это работники бюджетной сферы - муниципальных учреждений и органов местного самоуправления. Распространить анкету в более широкие массы пока не получилось - ни одна анкета, опубликованная в муниципальной газете, не была заполнена горожанами и не вернулась в Комиссию по противодействию коррупции. Тем не менее, выводы, сделанные по результатам проведённого опроса, получились весьма занимательными.

Так, 26 бюджетников из 204-х (12,7%) признались, что попадали в коррупционные ситуации. Двум процентам (4 человекам) известны случаи коррупционных сделок по месту работы. При этом не может не радовать тот факт, что подавляющее число респондентов - 178 человек (87,3%) с коррупцией вообще не сталкивались.

Однако 53 человека из опрошенных обозначили 178 случаев возникновения коррупционных обстоятельств. Например, в учреждениях здравоохранения известны 29 таких неоднозначных моментов, в образовании - 23. Некоторые бюджетники отметили, что коррупционные факты им стали известны из СМИ или по слухам.

Чем обычно разрешаются коррупционные сделки? О том, что проблема решается за деньги, сообщили 73,3% опрошенных; «за подарок» - 14,3%; за какую-нибудь услугу - 9,5%. Не смогли решить свою проблему такими способами лишь 3,8% зареченцев.

Самое интересное, что в итогах социологического опроса обозначен средний размер коррупционной сделки. Так, 13 респондентов написали, что с неформальным однократным платежом (проще - взяткой) в более чем 100 тысяч рублей сталкивались 6 раз; от 100 тысяч до 10 тысяч - 5 раз; от 10 до 5 тысяч - 2 раза; от 5 до 1 тысячи рублей - 9 раз и от тысячи до 100 рублей - 5 раз.

Что, по ощущениям, зареченцы относят к основным причинам коррупции? Самой главной, как выяснилось, считается недостаточный контроль за чиновниками - так ответил 101 человек. На втором месте - недостаточная строгость наказания (98 ответов). Третье место занимает сложность и запутанность бюрократических процедур - 74 респондента полагают, что далеко не всегда могут сами разобраться в том, как правильно решить вопрос, и готовы поручить его третьим лицам. При этом любопытно, что среди причин, способствующих проявлению коррупции, самое последнее место занимает низкая зарплата чиновников. Об этом вспомнили лишь 11 человек.

В целом же большинство бюджетников (53,4%) полагают, что в своих организациях коррупции вообще не существует. И лишь 5,4% признались в обратном. Вот только некоторые, наиболее заметные на наш взгляд, результаты проведённого «мониторинга ощущений». При этом хотелось бы заметить, что считать их объективными на уровне всего города было бы вряд ли логично, ведь своим мнением поделилась очень малая часть жителей. Зато наиболее объективным можно считать мнение опрошенных бюджетников о собственном уровне доходов.

Как уже говорилось выше, в анонимном опросе приняли участие 204 сотрудника муниципальных учреждений и органов местного самоуправления - это примерно седьмая часть от общей численности работников данной отрасли нашего города. С точки зрения социологии, такой большой объём респондентов можно считать вполне «репрезентативной выборкой», то есть результаты опроса могут быть применены ко всем остальным бюджетникам и с большой долей вероятности они окажутся верными. Таким образом, судя по анкетам, около 9% бюджетников Заречного едва сводят концы с концами - денег хватает только на еду. 27,5% бюджетников проблем с едой не испытывают, но покупка одежды вызывает затруднения. Наибольшему числу сотрудников муниципальных учреждений около 41% - денег хватает и на еду и на одежду, но сложно купить крупную бытовую технику. Пятая часть бюджетников - чуть больше 20% - спокойно покупает бытовую технику, но с трудом потянет приобретение, например, автомобиля. Оставшиеся 3% сотрудников бюджетной сферы можно отнести к категории богатых: 2,5% не испытывают затруднений не только при покупке автомобиля, но и при покупке недвижимости, а один бюджетник (0,5%) вообще не испытывает никаких затруднений.

Общеизвестно, что наше отношение к коррупции очень зависит от того, как мы живём: чем ниже доход, тем больше возникает внутренних подозрений о том, что все кругом коррумпированы. По сути, если бы данный социологический опрос проводился среди пенсионеров, его результаты получились бы другими, среди работников БАЭС - третьими, среди предпринимателей - четвёртыми и т.д. Чтобы получить целостную и максимально объективную картину состояния коррупции в нашем городском округе, мониторинг планируют продолжать. Муниципалитет надеется на помощь Общественной палаты Заречного и со своей стороны обещает обеспечить общественников достаточным объёмом анкет, которые можно было бы распространить среди разных категорий зареченцев.