Зима на дороге - как избежать ДТП

«Зареченская Ярмарка» №43 от 24 октября 2013 г.
Зима на дороге - как избежать ДТП

А.А. КУЧИНСКИЙ, инспектор дорожной инспекции организации дорожного движения ОГИБДД ММО МВД России «Заречный»

Окончание. Начало в прошлом номере

Но даже при таком выборе коэффициент сцепления резины с ледяным покрытием не сможет обеспечить безопасность автомобиля. Когда обычная езда сменяется скольжением по льду, коэффициент сцепления, соответственно, уменьшается в полтора раза. При блокировке колёс, даже с очень глубоким или мелким рисунком протектора, автомобиль просто не реагирует на движения руля. Поэтому противоскользящие свойства протектора необходимо дополнительно усилить с помощью шипов. Шипованные шины - это то, без чего не обойтись в гололёд. Некоторые автолюбители считают, что шины с крупным рисунком протектора лучше держат автомобиль на льду. Это заблуждение. Для скользкого покрытия лучше выбирать шины с мелким, насыщенным рисунком протектора. Особенно хороши на зиму шины радиального типа.

Следует быть особенно внимательным и аккуратным при нажатии на педаль тормоза в гололёд. При управлении автомобилем, оснащённым антиблокировочной системой тормозов (АБС), компьютер сообщит вам, что следует разблокировать колёса, если при движении по льду произошла их блокировка. Не следует возлагать большие надежды на электронику, лучше справляться своими силами.

Нажим на педаль должен происходить прерывисто, тогда и автомобилем можно управлять уверенно. Если профессионал, управляя машиной, тормозит прерывисто, этого можно и не заметить. Работать педалью тормоза следует быстро, на грани блокировки колёс, однако не следует чересчур увлекаться этим приёмом.

Некоторые водители, которые уже имеют стаж управления автомобилем, отключают АБС в гололедицу. Делать этого всё-таки не следует, можно и ошибиться при торможении.

В гололёд принято применять торможение двигателем, не выключая зажигание и передачу. Это следует делать таким образом:

а) сбрасываем подачу топлива, не выключая сцепления,

б) выжимаем сцепление, включаем низшую передачу

в) снова включаем сцепление.

Двигатель увеличит обороты, и скорость автомобиля будет постепенно уменьшаться. При этом можно плавно нажать на педаль тормоза. Такое общее торможение довольно удобно. При управлении полноприводным автомобилем торможение этими способами даёт почти одинаковые результаты.

Однако, если тормозить на льду этими двумя способами одновременно, то скорость автомобиля не особо снизится. Большинство водителей при торможении на льду всё-таки отдают предпочтение торможению двигателем.

Эффективным приёмом зимой является торможение в снег. Использовать сугробы для торможения можно примерно до декабря. Сугробы в это время ещё не очень твёрдые - машина не пострадает, да и остановка её происходит довольно быстро, в противовес остановке на дороге. Инерция при торможении в снег практически равна нулю.

Прогнозируйте дорожную ситуацию и заранее принимайте соответствующие меры, а можно полагаться на свою быструю реакцию. Но в любом случае необходимо ещё и оценивать свойства своего автомобиля и его текущее техническое состояние. Но, несмотря на это, главным на дороге и в автомобиле является водитель.

Садясь за руль, мы берём на себя ответственность не только за себя, но и за окружающих пассажиров, других участников дорожного движения, включая пешеходов. Эти обязанности вытекают из определения автомобиля как источника повышенной опасности. Поэтому необходимо очень внимательно и трепетно относиться ко всему. И начинать надо с самого начала - с того, как вы садитесь за руль. А садиться следует в здоровом состоянии, отдохнувшими и спокойными. От этого зависит ваше поведение на дороге, качество принятий решений и скорость реакции. Недопустимо употребление алкогольных и наркотических веществ перед или в процессе управления автомобилем.

При движении старайтесь не смотреть постоянно в одну точку. Это, во-первых, сильно утомляет зрение, во-вторых, лишает вас полезной информации. Причем необходимо не только водить глазами, но и поворачивать голову. Смотрите в зеркала, изредка на приборную доску. Просматривайте проезжую часть через лобовое стекло, по возможности захватив обе обочины.

В любых ситуациях лучше избегать лобовых столкновений - в большинстве случаев они фатальны. Если вы понимаете, что столкновение всё же неизбежно, постарайтесь занять правильное положение - как можно дальше отклонитесь назад и прижмитесь к спинке сиденья, а левой ногой упритесь в пол. Старайтесь не отпускать руль. Это поможет сохранять управление до последнего, так как машину может отбросить. Берегите себя!