Лики войны - за работу нам платили сухарями

«Зареченская Ярмарка» №19 от 09 мая 2013 г.
За работу нам платили сухарями

М.М. ФЕДОТОВСКИХ,

пенсионер,

ветеран народного

образования

Я родилась в 1926 году в селе Большие Брусяны Белоярского района. В 7 лет пошла в школу, 7 класс окончила в 14 лет и в 1940 году поступила в Свердловское педагогическое училище. В этом же году вышло постановление об оплате за учёбу в средних и высших учебных заведениях. В нашем училище платить надо было150 рублей в год. Многие, за кого родители не могли платить такие деньги, бросили учёбу. Мои родители решили всё-таки учить меня: а куда я пойду в 14 лет!

И я решила очень экономно жить на 60 рублей в месяц. Жили мы в общежитии училища на улице Белинского. Булка чёрного хлеба стоила 95 копеек, в столовой можно было поесть на 50 копеек, а билеты в кино стоили 45 копеек, да я ещё себе портфель купила за 12 рублей! Думала, что уложусь в назначенную самой себе сумму - не получилось. Но всё-таки 1 курс педучилища закончила благополучно.

В первый день каникул, 20 июня, пошли мы с подругами в лес за цветами, много купались, гуляли, - одним словом, отдыхали, радовались лету. А 22 - война! Все встревожены, молодёжь постарше собирается на фронт, мы, 14-15-летние, хотим работать! И мы организовали бригаду и работали в колхозе, серпами срезали осот на полях. Взрослые нас подбадривали, а мы старались, сначала уставали, всё тело у нас болело, а потом ничего, привыкли. А 1 сентября, как и положено, отправились на учёбу. Но нас в училище снова отправили работать в колхоз.

Годы учёбы - это испытание трудностями. На поезда билеты не продавали, все вагоны были закрыты, и нам приходилось ездить на подножках. Хорошо, если ехали так один-двое, а если больше - держались за поручни, висели гроздьями. Бывало, снимали нас с подножек милиционеры, вот было обидно, что не можешь уехать! Учились мы в 3 смену в здании средней школы на ВИЗе. Едешь в 12 часу ночи на трамвае, спешишь быстрее домой, а там на кухне на плите картошка варится или свёкла.

Утром спишь часов до 11, потом в столовую идёшь. По вечерам иногда мы ходили на хлебозавод выгружать сухари, нам за работу платили ими же. Многие девчонки сдавали кровь, им, как донорам, давали карточки, на них давали хлеба 800 граммов, масла 1,200 г и крупы 800 г. Я тоже однажды сдала 350 г крови, а не 200, как брали обычно.

В то время многие девчонки не выдерживали трудностей, бросали учёбу и уходили работать на завод. И я, не выдержав, уехала домой. Но в то время старшая сестра заезжала к родителям на несколько дней перед отправкой на фронт, отец тоже был на фронте. И мы с сестрой поссорились, она сказала: «Тебе неохота учиться, вот ты и уехала!» «Ах, так!» - обиделась я и, быстро собравшись, уехала обратно. Меня вызвали к завучу, спросили, почему уехала? Я ответила, что надо было маме помочь, у неё ещё трое детей оставалось на руках, один из них совсем ещё маленький. Вот так я и продолжила учёбу…

В 1943 году я окончила училище и осталась работать в Свердловске. Работала в средней женской школе на улице Хохрякова 4 года. Работать было трудно, в классах было по 46 - 48 человек. У многих учеников тоже были трудные условия: жили впроголодь, не хватало одежды, обуви. Но государство проявляло заботу и о школьниках, и об учителях: давали талоны на одежду и обувь. На большой перемене давали детям белые булочки с сыром или ещё с чем-нибудь.

В 1950 году поступила заочно в институт, потом работала в Черноусовской школе, преподавала русский язык. В 1975 году приехала с мужем на стройку Белоярской ГРЭС. В Заречном проработала в школах до 1981 года, вышла на пенсию. Но ещё 15 лет работала в библиотеке и заменяла заболевших учителей.