В Заречном разрабатывают защиту от челябинских метеоритов

«Зареченская Ярмарка» №14 от 04 апреля 2013 г.
Это место, залитое солнцем, встретило нас удивительной тишиной

Защита от метеорита  

Это место, залитое солнцем, встретило нас удивительной тишиной. После строгого инструктажа, где было запрещено передвигаться без сопровождающих и даже на шаг отклоняться от намеченного маршрута, стало ясно, что мы попали на самую, пожалуй, таинственную территорию нашего города. 28 марта 2013 года, впервые в истории, журналистам приоткрыли завесу секретности работы Института реакторных материалов. (ИРМ)

Татьяна ЛАДЕЙЩИКОВА

Кое-кто, между прочим, до сих пор считает Заречный «закрытым» городом, несмотря на то, что у нас никогда не было ни забора с колючей проволокой, ни вышек с собаками, а блок-посты сняты много лет назад за ненадобностью. Ореол закрытости Заречного всегда был связан с Белоярской атомной станцией. Но мало кто знает, что рядом с БАЭС вот уже 47 лет успешно работает ещё один ядерный реактор – небольшой, исследовательский, всего на 15 МВт, но всё же уникальный. Расположен он на территории научно-исследовательского института, ныне имеющего название ОАО «ИРМ».

История этого предприятия уходит корнями в далёкое прошлое. Когда-то оно называлось Свердловский физико-технический институт (СФТИ) и главной его задачей были прикладные материаловедческие исследования, необходимые при отработке ядерных технологий. По подведомственности того периода институт относился к самой, пожалуй, секретной отрасли советской промышленности – т.н. «Средмашу», министерству среднего машиностроения, напрямую связанному с оборонкой. Позже институт переименовали в СФ НИКИЭТ (Свердловский филиал научно-исследовательского и конструкторского института энерготехники), а следом и СССР «переименовали» в Россию…

Судьба распорядилась так, что свою трудовую деятельность после окончания физтеха, я как раз начинала в СФ НИКИЭТ. Институт считался меккой научного творчества, а люди, которые здесь работали, подарили Заречному множество замечательных идей. Здесь родилась мечта о Технополисе, здесь в результате конверсии рождались новые производства, отсюда выросли успешные наукоёмкие предприятия (производство поверочных газовых смесей и неорганических сорбентов), занимающие сейчас лидирующие позиции в своих сегментах рынка.

Отсюда же пошла инициатива строительства первых домов МЖК и даже первый мэр Заречного Г.К. Леонтьев, сделавший посёлок городом, тоже «родом» из СФТИ. Поэтому мне было особенно интересно узнать, чем же сейчас, спустя два десятка лет, занимается институт реакторных материалов.

«Институт начал интенсивно развиваться во второй половине «нулевых» годов, как раз тогда, когда заработали федеральные целевые программы. Численность предприятия на сегодня порядка 500 человек, - говорит директор ОАО «ИРМ» Д.В. Марков. – Средний возраст очень хороший, около 43 лет. Примерно треть сотрудников в возрасте до 35 лет. Мы постоянно сотрудничаем с вузами, проводим обучение специалистов, поскольку заинтересованы в квалифицированных научных кадрах и развитии новых проектов.»

Сейчас ИРМ работает по трём основным направлениям (во всяком случае, о них нам рассказали). Во-первых, это традиционное исследование свойств различных материалов (металлов, сплавов, отработанного ядерного топлива и других) для продления эксплуатации и строительства ядерных энергоблоков. Учёные ИРМ с помощью специальных методик и оборудования выясняют насколько и каким образом влияет радиация на свойства материалов, из которых состоит (или будет состоять) атомный реактор. И если для типовых реакторов методики более ли менее стандартные, то для БАЭС, как говорит Дмитрий Владимирович, «типовых решений нет, потому что и сам реактор БН нестандартный». Всё это накладывает на сотрудников института особую степень ответственности.

Чтобы нагляднее понять сам процесс исследования журналистов провели на экскурсию в корпус т.н. «горячих камер». Здесь за толстыми бетонными стенами производится выгрузка и подготовка высокорадиоактивных веществ (в том числе и элементов тепловыделяющих сборок) для дальнейшего изучения. Всё это делается дистанционно с помощью длинных механических «рук» - манипуляторов, которыми управляет оператор через небольшие герметичные пластиковые окна. Надо сказать, что работа эта почти ювелирная, чем-то напоминающая дистанционные хирургические операции. Говорю это со всей ответственностью, поскольку нам дали возможность «порулить» этими манипуляторами.

Вторым ключевым направлением деятельности института можно назвать производство изотопов для лечения тяжелых заболеваний, в основном рака. В ОАО «ИРМ» производят С14, Cs131, Ir192 и другие изотопы, что составляет примерно 30% объёма доходов. Но покупает эти изотопы только заграница. «Работаем, так сказать, на «золотой миллиард», - с сожалением констатирует Д.В. Марков. – Поскольку в России нет медиков, владеющих технологиями ядерной медицины. В то же время в США, Канаде, европейских странах эти технологии востребованы и соответственно уровень излечения гораздо выше».

Участники пресс-тура, предварительно облачившись в белые халаты и двойные бахилы, побывали в самом «эпицентре» производства изотопов – на щите управления исследовательским реактором ИВВ-2М. Здесь через толстое пластиковое окно можно было увидеть крышку реактора, под которой восьмиметровый слой воды скрывал мистическое голубое свечение (Вавилова-Черенкова), а также подержать в руках настоящую оболочку сборки, из которых состоит сердце маленького реактора.

Ещё одним интересным направлением работы института является участие в разработке ядерных энергодвигательных установок для космоса. По сути, это направление не новое, над конструктивными особенностями таких установок ИРМ работает давно. Однако в свете последних событий, связанных с челябинским метеоритом, предназначение таких двигателей может обрести новый смысл. «Такие установки могли бы стать двигателями космических аппаратов, предназначенных для увода с орбиты, то есть отклонения от Земли за счёт гравитации, метеоритов подобных Челябинскому,» – прогнозирует доктор технических наук, А.А.Дьяков.

«Предполагается изготовить реальный ТВЭЛ для таких модулей, а нам предстоит провести испытания этих ТВЭЛов, воссоздав реальные космические условия, в которых потом ему надо будет работать. – Добавляет Д.В. Марков. - Здесь в институте собраны действительно уникальные компетенции в области конструкционных материалов ядерной энергетики. Где как не у настоящих действующих учёных реально перенимать методики, основные подходы и ключевые знания в этой отрасли? Усилиями, стараниями, мозгами наших специалистов мощность исследовательского реактора по сравнению с первоначальными 2 МВт увеличена до 15 МВт, существенно увеличены экспериментальные возможности. Таких людей, обладающих уникальным опытом в отношении исследования конструкционных материалов, в том числе и реакторов на быстрых нейтронах, нет нигде.»

Остаётся поблагодарить организаторов такого интересного мероприятия и выразить надежду на то, что ИРМ будет активно развиваться, а это значит, что мы с вами узнаем ещё много чего интересного.