Судебная система нуждается в совершенствовании

«Зареченская Ярмарка» №33 от 16 августа 2012 г.
Судебная система нуждается в совершенствовании

2012 год для всего судейского сообщества знаменателен тем, что состоится очередной VIII съезд судей Российской Федерации

Н.К. МУСАФИРОВ,

председатель Заречного районного суда,

делегат VIII съезда судей РФ

На VIII съезд судей Российской Федерации избраны делегаты и от судей Свердловской области. В числе таковых оказана большая честь и мне. Ранее я уже участвовал в работе V и VII съездов судей Российской Федерации. Делегатом VI съезда судей был тогда еще мировой судья, а ныне судья Заречного райсуда Е.С. Шумков. Все съезды проходили в деловой атмосфере, и на них принимались важные для всей судебной системы решения.

Достаточно вспомнить, что, выступая на V съезде судей, В.В. Путин сказал о том, что по основным базовым параметрам судебная реформа завершена. На съезде было отмечено, что концепция судебной реформы реализована, и нет никаких оснований продолжать радикальную ломку системы, поскольку, если всё         время ломать, то ничего толкового не построишь. Однако это не означало, что все вопросы, связанные именно с реформированием судебной системы, решены. Была поставлена задача совершенствовать и настраивать механизм судебной системы, доделывать то, что недоделано. А механизм этот требовал дальнейшего развития независимости суда, поскольку по-прежнему оставались и остаются попытки иметь послушный и управляемый суд, на который можно влиять в принятии тех или иных решений.

Вопросы развития судебной реформы нашли своё отражение и на VII съезде судей Российской Федерации. В первый день съезда перед делегатами выступил действующий тогда Президент РФ Д.А. Медведев. Он сделал краткий анализ работы судов различного уровня. Как им было отмечено, в целях доступности правосудия, реализации права на судебную защиту, создания действенных механизмов для защиты прав и законных интересов граждан и организаций, в сравнительно короткий период времени были созданы Конституционный Суд РФ, возрождены суды присяжных и мировая юстиция. Образована четырёхзвенная система арбитражных судов, включающая в себя самостоятельные апелляционные и кассационные арбитражные суды, сформированные по принципу судебных округов. В субъектах РФ функционируют конституционные и уставные суды. На федеральном и региональном уровнях сформированы и активно действуют органы судейского сообщества.

Д.А. Медведев назвал приоритетные направления дальнейшего совершенствования судебной системы. Это повышение качества функционирования судебной системы, укрепление её независимости, обеспечение разумных сроков рассмотрения дел в судах, безусловное исполнение судебных решений, улучшение подготовки и переподготовки судей и кандидатов в судьи, создание системы возмещения гражданам и юридическим лицам вреда, причинённого нарушением права на судопроизводство и исполнение судебных решений в разумные сроки.

В настоящее время, перед VIII съездом судей Российской Федерации стоит задача проанализировать, все ли решения предыдущего съезда нашли своё отражение в работе судов, всё ли выполнено. Вот только малая часть того анализа, который можно сделать.

Действительно, многое из того, что нашло своё отражение в итоговом документе VII съезда судей Российской Федерации - Постановлении, нашло своё воплощение в принятых законодательных актах

По мнению выступившего на VII съезде судей советника Президента РФ В.Ф. Яковлева, действенной мерой, направленной на снижение нагрузки судей и повышение тем самым качества правосудия, является внедрение и развитие альтернативных способов разрешения споров, в том числе примирительных процедур и посредничества (медиации). В своём итоговом документе съезд обратился в Государственную Думу Федерального Собрания РФ с предложением считать рассмотрение находящегося в Государственной Думе законопроекта «О примирительной процедуре с участием посредника (медиации)» приоритетным. Такой закон после съезда принят и претворяется в повседневную практику судов.

На предыдущем съезде судей Председатель Верховного Суда РФ В.М. Лебедев внёс предложение переводить ряд дел небольшой тяжести из уголовных - в разряд административно наказуемых, а некоторые преступления, относящиеся к категории тяжких, - в разряд средней тяжести. Работа в этом направлении ведётся. Федеральным Законом № 26 от 7 марта 2011 г. и №420 от 7 декабря 2011 г. значительно гуманизирован Уголовный кодекс: исключены нижние пределы различных видов наказаний по многим статьям, суду предоставлена возможность решать вопрос об изменении категории совершённого преступления на менее тяжкую. И это только ряд изменений в УК РФ, которые применяются судом при осуществлении правосудия. В.М. Лебедев на съезде отмечал также, что настало время совершенствовать законодательство, расширив возможности суда по назначению наказаний, не связанных с лишением свободы, приняв законодательные акты, направленные на возможность применения судом и таких видов наказаний, как арест и ограничение свободы. И этот вопрос решён. Тем не менее, многие вопросы, озвученные на VII съезде судей Российской Федерации, так и остались не разрешёнными.

Повышение качества функционирования судебной системы связано с соблюдением такого условия, как законодательное обеспечение судебной деятельности. За последние десять лет существенно обновлено законодательство, определяющее судоустройство, судопроизводство в российских судах, статус судей, а также законодательство, применяемое судами при рассмотрении конкретных дел.

За время, прошедшее с VII съезда, принято очень много законодательных актов, повлекших за собой огромное количество изменений в уголовный и гражданский кодексы, а также в уголовно-процессуальный и гражданско-процессуальный кодексы.

Однако поспешное, в ряде случаев, принятие новых законоположений, частое и не всегда оправданное изменение законодательства, отсутствие межотраслевой и внутренней согласованности правовых норм приводят к дестабилизации судебной деятельности и правоприменительной практики. Всё это, конечно же, не способствует нормальной работе судов. Достаточно привести пример с многочисленными изменениями в УК РФ только в 2011 году (наиболее существенные из них - ФЗ №26 от 7 марта 2011 г. и ФЗ №420 от 7 декабря 2011 г.). Далее, на VII съезде отмечалось, что не принят, в частности, кодекс административного судопроизводства. По тем или иным причинам его нет и на сегодня.

Эффективность и качество правосудия самым непосредственным образом связаны с ростом количества рассматриваемых судами дел, что неизбежно ведёт к увеличению нагрузки на судей, особенно на мировых судей. За время, прошедшее с указанного съезда, был принят ряд законодательных актов, направленных на изменение юрисдикции мировых судей. Однако вопрос о введении упрощённых форм и процедуры судопроизводства (за исключением введения в УПК РФ главы 40.1, регламентирующей особый порядок принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве), так и остался открытым.

В целях обеспечения равномерной нагрузки на мировых судей одного административно-территориального образования, на VII съезде прозвучали предложения по изменению законодательства в части назначения мировых судей не на конкретный судебный участок, а в административный район. Однако и эти предложения до сих пор не реализованы.

Как отметил в недавнем выступлении на совете судей России его председатель Ю.И. Сидоренко, уже понятно, что съезд будет сложным. Предстоит избрать новый орган судейского сообщества - экзаменационную комиссию. Если до съезда будет принят закон о дисциплинарных коллегиях, съезд будет избирать и членов дисциплинарных коллегий.

Все вышеприведенные не решённые вопросы, а также и иные, о которых не позволяют в полной мере высказаться рамки газетной публикации, предстоит обсудить на VIII съезде судей Российской Федерации, который состоится в ноябре 2012 г.