Об умении закрывать глаза и его последствиях

«Зареченская Ярмарка» №30 от 26 июля 2012 г.
Об умении закрывать глаза и его последствиях

На одном из последних заседаний Думы Глава ГО В.Н. Ланских озвучил любопытный документ: официальное письмо из министерства финансов Свердловской области о том, что по итогам 2011 года управление бюджетом Заречного оценено на уровне 3-ей степени качества, то есть неудовлетворительно.

Татьяна ЛАДЕЙЩИКОВА

Процитирую это письмо ещё раз: «Министерством финансов Свердловской области, в соответствии с Постановлением правительства Свердловской области от 25 мая 2011 года №596-ПП, проведён мониторинг и дана оценка качеству управления бюджетным процессом в муниципальном образовании городской округ Заречный по итогам 2011 года, в соответствии с которым городскому округу Заречный присвоена третья степень качества, что означает качество управления бюджетным процессом находится в ненадлежащем уровне».

По большому счёту, такая оценка со стороны областных властей привела нас в некоторое замешательство. Тем более, что все последние годы наши муниципальные и ПРО-муниципальные СМИ создавали довольно благожелательный образ Заречного: и вроде самые благоустроенные мы, и будто бы Глава у нас самый деловой, и бюджет-то у нас миллиардный… Ну а то, что воды нет, фонари не горят, мусор кругом - в общем, не беда, дело наживное. Ко всему прочему, в ответ на оценку минфина глава администрации Д.В. Погорелов, как раз и управлявший бюджетом Заречного в 2011 году, авторитетно заявил, что* «показательно <…> что наш город два года подряд становился самым благоустроенным МО Свердловской области. Да, у нас есть текущие проблемы - мусор и т.д. Но они решаются в рабочем порядке. <…> И когда В.Н.Ланских делает на Думе заявление о нарушении бюджетного законодательства, обращаясь к обычной текущей бумаге из Минфина, - это выглядит по меньшей мере странно. <…> Глава ГО просто передёргивает факты: то, что он говорит о нарушениях бюджетного законодательства, - ложь. Речь идёт о письме Минфина, где МО присваивается категория эффективности управления бюджетным процессом. У подавляющего числа МО области эта категория, как и у Заречного, - III: неэффективное

Наша редакция заинтересовалась этой «обычной текущей бумагой» из минфина и попробовала разобраться. Понять оценку министерства очень помог официальный «Альманах МФСО» (выпуск №1 «Региональный бюджет»).** Здесь проанализированы все муниципальные образования Свердловской области, разъяснена методика мониторинга и приведены сравнительные показатели. Этот альманах специально выпущен для того, чтобы руководители городов и посёлков смогли посмотреть на себя как бы со стороны. Но, если честно, лучше б мы этого не делали...

Для начала выяснилось, что третью (неудовлетворительную) категорию, которая присвоена Заречному, имеют всего 24 муниципальных образования из 73, которые были проанализированы минфином. Общеизвестно, что Свердловская область очень большая, и в отдалённых районах всегда было много проблем. Про такие места у нас испокон веку принято говорить: на Урале три дыры - Шаля, Гари, Таборы. И, конечно же, согласитесь, несколько обидно, что в эту же когорту, благодаря нашим властям, попал и Заречный. А 44 муниципалитетам, то есть подавляющему большинству, в отличие от заявления Погорелова, минфин поставил оценку «удовлетворительно» (II категория). Кроме того, 5 городов получили оценку «отлично» (I степень качества). Это Асбест, Верхняя Пышма, Екатеринбург, Красноуральск и Камышловский район. Вот так. Жили мы, поживали и не подозревали, что даже соседний Асбест нас давно уже перегнал… Ну да ладно, вернёмся к минфину.

Все 73 территории Свердловской области были оценены по пяти направлениям: бюджетное планирование, исполнение бюджета, управление муниципальным долгом, оказание муниципальных услуг и прозрачности бюджетного процесса. Совершенно понятно, что все эти направления в Заречном завалены. Например, «бюджетное планирование» - это то, что по намеченному плану претворяется в жизнь, то есть некий уровень воплощения наших планов; «исполнение бюджета» - значит, как написано, на то и потратили. С «управлением муниципальным долгом» и так всё понятно. Наша газета уже рассказывала, что у нашей местной власти накопилось более 40 миллионов рублей неоплаченных контрактов. Кроме того, как выяснилось на пресс-конференции Главы 16 июля, из 47 миллионов рублей, выделенных из бюджета на погашение долгов котельной, в реестровую задолженность (то есть в перспективе подлежащую возврату в бюджет) включены только 16. Почему? Да кто ж его знает! Хотя, по словам Василия Николаевича, начальник финуправления Е.Т. Шишменцева предупреждала своих коллег, что нельзя этого делать - деньги можно потерять.

«Оказание муниципальных услуг», по критериям минфина, это доля муниципальных учреждений, для которых установлено муниципальное задание - видимо, у нас такого то ли нет, то ли совсем мало. Во всяком случае, об этом особо не слышно. Впрочем, не слышно и о том, что, по указанию министерства финансов, должно быть наоборот, слышно очень громко - о «прозрачности бюджетного процесса». Этот критерий отражает доступность для населения бюджетно-финансовой отчётности, размещение на официальных сайтах решения о бюджете, отчётов об исполнении бюджета, информации о целевых муниципальных программах и фактических результатах их реализации, размещение нормативно-правовых актов, проведение публичных слушаний. Самые открытые бюджеты оказались у Асбеста, Берёзовского, Волчанска, Невьянска, Тавды, Екатеринбурга, Верхней Пышмы, Карпинска, Краснотурьинска и Камышловского района. Про Заречный напомню лишь о громких судебных процессах, связанных с нарушениями процедуры Публичных слушаний при обсуждении, например, поправок в городской Устав.

Прошу простить меня за правоту, как говорил великий Шекспир, но согласитесь, всё равно гораздо приятнее думать, несмотря на всякие такие мелочи, что наш Заречный считается самым лучшим. Вот только возникает неловкий вопрос: лучший среди кого?.. Ведь когда вдруг начинаешь оглядываться на другие города и посёлки Среднего Урала, искренне не хочется верить, что всё прошедшее время нам будто специально закрывали глаза…

Народная мудрость гласит: говоря человеку неправду - теряешь доверие, говоря правду - теряешь человека. По большому счёту, глава администрации, делая свои заявления в ответ на оценку минфина, наверное, понимал, что говорит неправду. И Глава ГО, вероятно, тоже это понимал, потому и предложил Д.В. Погорелову добровольно уйти в отставку. Тем не менее, как вы помните, тот отказался. Впрочем, не будем забегать вперед и подождём развития событий.

*- ПП от 12 июля 2012г.

**- с «Альманахом МФСО» можно ознакомиться в редакции ЗЯ.