Кто если не мы

«Зареченская Ярмарка» №29 от 19 июля 2012 г.
Кто если не мы

С 1966 года каждое четвёртое воскресенье июля в нашей стране по традиции отмечают День работников торговли. Накануне очередного профессионального праздника мы беседуем с директором магазина «Лукошко» Э.С. Дьячковой.

Алёна АРХИПОВА

В торговле Эмма Сергеевна уже 33 года, хотя когда-то начинала трудиться в школе. После окончания педучилища три года работала старшей пионервожатой. Потом по семейным обстоятельствам из педагогики пришлось уйти. Выбирать профессию особо было не из чего: на станцию и в те времена было сложно устроиться, так Э.С. Дьячкова пришла в торговлю. Сначала окончила полугодичные курсы продавцов на «кузнице кадров Заречного» - базе ОРС БАЭС. Кстати, Эмма Сергеевна до сих пор уверена, что именно в той организации готовили настоящих высококвалифицированных специалистов, за полгода давали больше знаний, чем сейчас за три года в профтехучилище. Уже работая продавцом, наша героиня отучилась в Свердловском кооперативном техникуме, который закончила с красным дипломом. В профессии за эти годы прошла путь от помощника продавца до директора магазина «Лукошко», в должности которого работает с 1991 года.

Эмма Сергеевна, в чём главное отличие торговли советских времён и торговли нынешней?

- В нынешние времена работать, безусловно, интереснее. Раньше мы торговали по разнарядке, допустим, за один день должны были продать определённое количество определённых продуктов, которые выделяли на наш город, к примеру, из области. Товар привозили тоннами, машинами, и эти объёмы расходились за 2-3 часа! Представляете, в каком бешеном темпе приходилось трудиться?

Сейчас же, наоборот, настоящий простор для деятельности: доступен любой товар, огромный ассортимент продуктов. Во-первых, мы работаем только с проверенными поставщиками (никогда не подводили торговые марки «Жуковские колбасы», «Черкашин», «Велес», «Рефтинская птицефабрика», производители молочной продукции и другие). Во-вторых, имеем возможность выбирать из прайсов именно те наименования, которые хотим, и сколько хотим. Этой особенностью наш магазин отличается от торговых сетей, коих у нас в городе немало. Ведь магазины торговых сетей работают по матрице - продают только тот ассортимент товара, который забит у них в компьютере.

Мы же - сами себе хозяева. Идёт уже пятый год, как мы перешли на самообслуживание - удачный опыт. За это время наш товарооборот увеличился в два раза за счёт проходимости. Наш магазин любят и уважают, и это дорогого стоит. Недавно покупатели узнали, что «Визит» скоро станет «Монеткой», так испугались, что «Лукошко» тоже могут превратить в один из магазинов торговой сети (кстати, пользуясь случаем, заявляю, что торговой сети «Магнит» нас не продают - это слух). Представляете, собирались даже пикет устроить перед администрацией в нашу поддержку! Такое признание - настоящий бальзам на душу, лучше любой зарплаты. Это значит, что мы трудимся не напрасно.

Конечно, есть в современной торговле и минусы. Главный из них - отсутствие квалифицированных кадров, отсутствие должной культуры обслуживания. Раньше профессия продавца была престижной - поближе к блату и дефициту. Сейчас же, наоборот, нашей профессией всех пугают: мол, не выучишься - пойдёшь торговать. Вот молодые девчонки и не идут к нам, хотя заработная плата продавца в нашем магазине - одна из самых высоких в городе. А те, кто приходит, долго не выдерживают: это же целый день на ногах стоять надо! У нас часто очереди - дополнительная нагрузка, да и покупатель нынче разборчивый и требовательный. Впрочем, такая проблема есть во всех магазинах нашего города.

Чем Вам запомнились времена торговли 80-х и 90-х?

- В прошлом наши коллективы жили гораздо интереснее. Работали профкомы. Ударникам труда за отличную работу в качестве поощрения давали бесплатные путёвки-пятидневки, помню, ездили в Ташкент, в Ленинград. Мы устраивали вечера самодеятельности, проводили различные соревнования, сдавали нормы ГТО. Помню, закрыли магазин на обед на два часа и пошли на водохранилище сдавать нормы ГТО по плаванию. Возвращаемся, у магазина бабушка сидит, говорит: «Вы окно в магазине закрыть забыли, вот сижу, караулю, чтоб никто ничего не утащил». Вот такие раньше люди сознательные были!

Скажите, в чём секрет Вашего профессионального успеха?

- Наше дело - инициатива и творчество. Подходить к своей работе надо с душой, трудиться честно и в соответствии с установленными требованиями. Я так всегда воспитываю нашу молодёжь. К примеру, приходилось учить продавцов тому, что нельзя подавать покупателю хлебобулочные изделия или сыр голыми руками. Ведь нужно иметь уважение и к хлебу, и к тому, кто его покупает.

Ну и, конечно, нужно любить свою профессию, дело, которым занимаешься. Нужно работать так, чтобы не только зарабатывать деньги, но и получать от своего труда удовольствие. Покупатели это обязательно оценят.

Что бы Вы хотели пожелать своим коллегам накануне праздника?

- Несмотря на то, что праздник у продавцов, прежде всего, хотелось бы поблагодарить наших покупателей, которые выбрали для себя именно наш магазин, и попросить их проявлять побольше понимания к нашему нелёгкому труду. Ну, а коллегам хочу пожелать крепкого здоровья, стабильности, семейного благополучия, а также большого терпения, которое так необходимо в нашей работе. Кто же, если не мы?