Что останется после нас

«Зареченская Ярмарка» №27 от 05 июля 2012 г.
Мы через 100 тысяч лет

Елена ПАРАСКИВИДИ

Когда люди далёкого будущего будут писать историю цивилизации начала 21 века, то лучшим способом восстановить картину утраченного станет археология. Что ждёт наши архивы и музеи, наглядно продемонстрировала судьба Александрийской библиотеки. Что же через 100 тысяч лет археологи скажут о нас? Редким артефактам удастся избежать уничтожения и разложения. От вас, дорогой читатель, почти наверняка не останется ничего.

О том, что было 100 тыс. лет назад, когда первые люди современного типа покидали Африку, мы догадываемся только по каменным орудиям и нескольким ископаемым останкам. Кости ваши тоже, скорее всего, не сохранятся. Но поскольку нас уже 7 миллиардов, что-то да обязательно окаменеет и произведёт фурор. На кладбищах наши останки искать не будут: тела, похороненные таким образом, превращаются в пыль за несколько веков. Наиболее богатые месторождения наших костей могут сохраниться в вулканическом пепле или в осадке, которым покрывают трупы азиатские цунами. Несколько тел мумифицируются в торфяных болотах или высокогорных пустынях. Такая же судьба ждёт наши дома и артефакты. Прибрежные города затопит, здания обрушатся. Через несколько тысячелетий растворится бетон…

Но археологи будущего смогут найти следы чёткой прямоугольной формы в расположении песка и гравия - верный признак того, что на этом месте существовала цивилизация. Проще всего будет обнаружить крупные сооружения - карьеры и плотины, содержащие огромные объёмы бетона и крупные хранилища ядерных отходов, специально спроектированные для того, чтобы просуществовать эти 100 тысяч лет. У нас есть ещё 1 масштабный строительный проект - мусорные свалки. Немногие материалы сохранятся в нетронутом виде. Прежде всего, это камень, керамическая плитка, кружки из керамики, титан, нержавеющая сталь, золото (в гробнице фараона Тутанхамона оно пролежало без изменений 5 тысяч лет). Содержимое ноутбуков проржавеет, но титановый корпус останется, и археологи будущего восстановят нашу современную религию по изображению яблока на крышке. О нас будут напоминать потомкам пластиковые бутылки и стаканчики, которые не разлагаются ни одним известным микроорганизмом и могут просуществовать миллионы лет. Но они превратятся в комки и обрывки непонятной формы, и археолог будущего сломает голову, пытаясь понять, для чего нам нужны были эти странные предметы.