Я помню начало войны

«Зареченская Ярмарка» №25 от 21 июня 2012 г.
Я помню начало войны…

Н.П. МАРТЮШЕВА

…Война началась, когда мне было 13 лет. Я была тогда в пионерском лагере, который находился прямо в школе. Пионервожатая строем повела нас на площадь. Там было страшное зрелище: все плакали, кричали. Мужчин сажали в грузовые машины, при отправлении они кричали: «Мы обязательно вернёмся с победой! Ждите нас!». Вернулись единицы, и то покалеченные… Наше село опустело, остались старики, женщины и дети. Началась наша трудовая жизнь.

Мы, дети, работали вместе со взрослыми. Летом занимались прополкой полей. Учётчик отмерял нам по полосе, где мы должны были прополоть всю траву. Тяжело было полоть осот - он колючий и плохо выдёргивался. Через год мы уже работали на сенокосе. В понедельник уезжали на поля, а домой приезжали только в воскресенье, чтобы в бане помыться. На сенокосе взрослые женщины ставили нас, детишек, между собой, поэтому нам было трудно тягаться с ними. Утром вставали рано, до солнышка, когда ещё роса на траве так косить легче. Очень болели руки, ноги. Но зато как было весело вечером, когда все собирались у костра и пели. А как пели!

После 7 класса нас послали на заготовку дров - зимой шли пешком 4 километра. Да ещё и работа трудная - спилить берёзу у корня, очистить ствол от сучков, распилить на метровые чурки, сложить в поленницу. Норма - 1 кубометр. Бригадиром у нас была женщина, она помогала нам складывать толстые чурки, которые нам были не под силу. Пришлось мне работать и учётчицей на животноводческой ферме. Я не соглашалась, плакала, очень боялась, что не справлюсь. Уговорили. Я очень старалась, тщательно делала отчёт. Сначала мне помогали заведующая фермой и доярки, а потом я сама всё освоила. В тот год доярки даже премию получили за перевыполнение плана по сдаче молока.

Я очень хотела учиться, но нас не отпускали из колхоза, не давали справок. А без этих справок никуда не принимали. Однажды мы, трое девчонок, решили попытаться поступить в педагогическое училище. Экзамены сдали хорошо, и нас приняли учиться без справок. Для нас это было огромной радостью, хотя учиться было тяжело, потому что было голодно. Нам давали 500 граммов хлеба в сутки и всё. У кого были деньги, ходили в столовую, а если денег не было, жили на воде и куске хлеба. Но всё-таки учёбу я не бросила.