Мой ребёнок и интернет

«Зареченская Ярмарка» №18 от 03 мая 2012 г.
Мой ребёнок и интернет

Н.А. ЛОГИНОВА,

педагог-психолог высшей категории

Сегодня в мире существует множество источников информации: телевидение, радио, пресса, интернет. Болит голова или живот - заходи на сайт и занимайся самолечением вдоволь. Если любовная лодка треснула, и ты остался «у разбитого корыта», то выходи на сайт знакомств: здесь найдутся и столбовые дворянки, и владычицы морские. Разнообразие такое, что «смилуйся, государыня рыбка»!

И как тут не увлечься интернетом! Продвинутые дети охотно получают заочно-виртуальное образование. Интернет сегодня - это великое благо, которое выполняет огромную функцию в жизни человека: во-первых, информационную; во-вторых, релаксационную, то есть расслабляющую; в-третьих, досуговую - это приятное времяпровождение; в-четвёртых, пятых и так далее - торговую, организующую, культурную, дистанционное обучение (получение знаний).

О такой функции интернета, как развивающая, среди учёных идут большие дебаты. С одной стороны, различные интернет-игры формируют у ребёнка усидчивость, сосредоточенность, умение себя занять, концентрироваться, вырабатывается координация в системе «глаз-рука», но всё это основано на непроизвольном внимании, а в практической жизни, в школе, необходимо произвольное внимание - воля, вербально-логическое мышление, умение выстраивать отношения с социумом. У некоторых родителей создаётся иллюзия, что с помощью интернета они развивают своего ребёнка как личность. Сегодня 75% подростков пользуются интернетом, то есть информационная культура их велика. В то же время «группу риска» составляют 4% подростков, использующих интернет по 6 и более часов в будние дни, 7% - в выходные дни.

Опасность вызывают «геймблинги» - это игровая и компьютерная зависимость, частый спутник которой - расстройство личности, эмоциональное огрубление: человек не реагирует на серьёзные события, ему не жаль друзей, близких. Сильные эмоции у такого подростка вызывает только компьютер, отношения с реальностью становятся весьма сложными, доходящими иногда до разрыва социальных связей. В подобных ситуациях психологи говорят о заболевании. Если зависимость удаётся разглядеть на более ранних стадиях, её можно приостановить. Ведь самое главное - здесь склонность к зависимому поведению, которое может проявляться в самых разных формах.

Зависимость от интернета ложится на незрелую личность. И нередко получается так, что яркая, завораживающая виртуальная картинка подменяет ребёнку весь мир, а когда он выходит в реальность, то сталкивается с реальными трудностями.

Часто родители спрашивают: есть ли связь между агрессивным поведением ребёнка и его играми в Интернете? Я бы ответила так: не жестокие зрелища делают детей агрессивными, а агрессивные (или чаще неуверенные, тревожные, социально не адаптированные) дети тянутся к жестоким зрелищам. Насилие и агрессия не только существуют в нашем мире, они заложены в человеческой природе, формирующейся личности надо уметь управляться и с ними. Уметь не только защищать свою суверенность от внешних посягательств, но и контролировать собственные гнев, страх, неуверенность, капризы, облекая их в общественно приличные формы.

Психика ребёнка - не чистый лист, на котором записывается всё, что подвёрнется, а активная система, ищущая и выбирающая в потоке информации то, что необходимо ей в данный момент. А игра - не копирование увиденных сцен, а способ освоить то, с чем сталкивается ребёнок, найти место этому во внутреннем мире и научиться безопасно с ним обращаться. При таком подходе очень важна роль взрослого. Хотелось бы дать общие рекомендации для взрослых:

1.Не надо строить больших иллюзий, что интернет развивает вашего ребёнка.

2.Постарайтесь не терять контакта с ребёнком.

3.Научитесь пользоваться компьютером, интернетом.

4.Если вы наталкиваетесь на отгороженность ребёнка, особенно длительную и усиливающуюся, если круг его знакомых сужается на глазах, а успеваемость падает - тогда подумайте, что изменилось в доме, во взаимоотношениях между членами вашей семьи.

Если вы заметили, что ребёнок не может оторваться от интернета, меньше стал общаться с вами и своими друзьями, загляните лишний раз в школу, поговорите с педагогами. Причины такого поведения могут лежать и вне семейного круга. В крайнем случае обратитесь к психологу.