Чешский брат Заречного

«Зареченская Ярмарка» №17 от 26 апреля 2012 г.
Чешский брат Заречного

29 апреля Всемирный день породнённых городов. Как тут не вспомнить о побратиме Заречного чешском Тахове.

Елена ПАРАСКИВИДИ

Тахов находится в Западной Чехии и известен как центр урановых рудников, хотя Таховский район в основном сельскохозяйственный. В 70-е годы прошлого века Белоярский район через общество советско-чехословацкой дружбы наладил сотрудничество с Таховским районом. Позже Заречный и Тахов стали городами-побратимами. Сотрудничество развивалось на уровне райкомов партии, в производственной, научной и культурной сферах. За год в Заречном гостили по 5-6 делегаций из Тахова и столько же отправлялись в Чехословакию из города атомщиков. Нередкими были поездки зареченских детей в пионерские лагеря Тахова, работали совместные российско-чехословацкие смены и в пионерлагере «Юбилейный».

- Я ездила с нашими детьми в пионерлагерь Чехословакии, - рассказывает Л.А. Теляева, учитель школы №4. - Лагерь располагался в чудесном еловом лесу. Дети постоянно были заняты чем-то интересным, участвовали в различных играх, экскурсиях по городам Стрибро, Пльзень, Прага, на Карлов мост, к президентскому дворцу. Помню, как полюбили чехи Сашу Захарова, который замечательно пел, называли его «зареченским соловьём». Были и курьёзные моменты. Чешские дети в наших пионерлагерях никак не хотели есть гречневую кашу, называя её «чёрной». А зареченцы не любили чешский салат из огурцов со сладким соусом…

В 1981 и 1987 годах в Чехословакию выезжал хор «Ровесник». «Переписка между Таховским детским хором и хором «Ровесник» завязалась в 1978 году, - вспоминает руководитель хора «Ровесник» В.В. Семёнова. - Весной 1981 мы впервые поехали в Тахов, открывший юным гостям лучшие зрительные залы, двери своих домов и сердца людей. Во время поездки 45 ребят из нашего хора жили в семьях чешских хористов. Детский хор из Заречного дал концерты в городах Тахове, Кладрубы, Плане, Праге. Несколько песен было исполнено на чешском языке. В заключительном концерте в Тахове выступали 2 хора - чешский и уральский. Тахов радушно принимал гостей. Были организованы экскурсии в Прагу, Пльзень. План, Кладрубы, на курорты Карловы Вары и Марианске-Лазне. Мы проводили совместные репетиции, обменивались с руководителями хора методическими материалами, репертуаром. В сентябре 1981 года Таховский детский хор под руководством Иосефа Брабинца неделю гостил в Заречном. Ребята жили в семьях своих зареченских друзей. Например, Раиса и Рудольф Красиловы, их дочери Лена, Таня и Оля (девочки пели в хоре «Ровесник» и в мае 1981 г. выезжали на концерты в Тахов) принимали у себя дома Луцку Бачеву и Сюзанну Ханову, а Рената Ханова жила у Оли Нелюбиной. Тогда в ДК прошёл большой «Концерт дружбы», на котором выступили дети из Тахова и Заречного.

Были обмены и по профсоюзной работе. «В те годы, когда мы дружили с чешскими шахтёрами, я побывал в Чехии и участвовал в работе профсоюзной конференции, - вспоминает председатель профкома БАЭС Е.В. Прохоров. - Довелось мне спуститься в шахту, где добывали уран. Приятно удивило, что в шахтах работали вагонетки, изготовленные на Уралмашзаводе. Я был очень горд, когда шахтёры-чехи говорили, что уральские вагонетки отлично служат им много лет. Принимали нас очень хорошо. Помню гендиректора урановых рудников Зденека Майера, начальника погранзаставы (Тахов стоит на границе с Германией) Милана Вишека. Я тогда стал невольным нарушителем границы: Милан потихоньку провёл меня на немецкую территорию, где росли красивые цветы. Я сорвал несколько цветков, которые потом положил между страницами в книге.

В те годы обмен между Заречным и Таховом шёл по многим направлениям. К нам приезжали даже охотники из Тахова. Одному чеху я подарил валенки и ватные штаны. Он, как ребёнок, радовался этим подаркам. Жаль, что наша дружба прервалась, но на всю жизнь остались тёплые воспоминания о чехах, умеющих хорошо работать, отдыхать, дружить».

О том, как в Заречном принимали охотников из Тахова, рассказывает начальник отдела международных отношений БАЭС А.Г. Шестаков: «В 80-е годы зареченцы были частыми гостями в Тахове. Кроме прочих программ, по которым работало общество советско-чехословацкой дружбы, была программа «От станка к станку». Наши рабочие - плотники, токари, электрики - выезжали в Тахов, а чешские рабочие тех же специальностей приезжали к нам. Организовывались соцсоревнования между работниками БАЭС и чешскими шахтёрами. Знаю, что на станции было переходящее красное знамя от рудников, а в электроцехе и ЦЦР - целый стенд сувениров от чешских друзей. Мы жили в Тахове в семьях, а чехи чаще всего в гостинице «Малахит».

В одну из поездок мы познакомились с местными охотниками. Один из них всё интересовался охотой на лося, которого видел всего один раз. Когда мы приехали в Заречный и рассказали о встрече с чешскими охотниками, было принято решение пригласить их к нам. Они приезжали к нам 2 раза, мы тоже были у них на охоте. Конечно, мы хорошо подготовились к их приезду: припасли для чехов ружья, боеприпасы, путёвки-разрешения на охоту. Поохотились они у нас на славу: подстрелили лося, мелкую дичь. Уезжали довольные, увозили шкуру и рога лося. Наших охотников они принимали радушно. Перед охотой провели целый ритуал посвящения в охотники с возложением шпаги на плечо, выдали одежду: шинели, шляпы с перьями, значки. Впечатления остались на всю жизнь, в памяти, в фотографиях. Урановые рудники сейчас закрыты, где теперь наши друзья-чехи? Хотелось бы, конечно, возродить нашу дружбу».

Довелось побывать в Тахове работавшей в те годы редактором газеты «Знамя» Белоярского района Э.М. Головырских: «В нашей делегации была доярка совхоза «Храмцово», слесарь из УЭМ, рабочий Белоярского инструментального завода, зав организационным отделом райкома партии, представитель профсоюза работников торговли. Меня пригласили в редакцию газеты «Таховская искра», познакомили с журналистами. В Тахове наша делегация принимала участие во многих мероприятиях. Обмен такими делегациями с обеих сторон был постоянным. Помню, как приехавших в Заречный чехов катали на катере по Белоярскому водохранилищу. Тогда у нас в разгаре была антиалкогольная кампания, и мы, угощая наших друзей на одной из баз отдыха, поднимали традиционную чарку за дружбу и наливали водку из самовара...»

Интересно, что однажды в Тахов занесло панка из Заречного Алекса Забея, который потом писал в Интернете: «Указатель «Тахов» я увидел случайно, когда ехал с приятелем по дороге из Мюнхена в Прагу. …Этот легендарный город ещё со школьных времён был объектом моего интереса. Таким Тахов стал ещё в пионерлагере «Юбилейный», ибо туда приезжали чехи - люди, можно сказать, с другой планеты. Чехи среди наших пионеров ценились, например, за то, что могли запросто подарить или обменять жвачку «Турбо» (с вкладышем!). А некоторые наши оказывались потом в Чехословакии и жили там на каникулах! …Тахов оказался в меру тихим, в меру скучным и очень чистеньким городком. …Вскоре я наткнулся на карту города и обалдел: тут есть улица Белоярска и улица Заречна! Конечно, я тут же двинул к родным домам, которые оказались действительно родными типовыми панельными многоэтажками, симпатичными и свежевыкрашенными. Забравшись на последний этаж самого высокого дома на улице Заречна, я щёлкнул улицу Белоярску. … Внизу меня ждала гостиница. Щёлкнув ради галочки и её, до меня только в России дошло, что она мне напоминает. «Это же прямо ресторан «Тахов», - показывал я фото подруге, - а за ним, смотри, многоэтажка стоит. Как у нас на Таховской, 6.»

Да, в 1971 году в Заречном появилась улица Таховская, а позже и гостиница «Тахов». Названы они в честь города-побратима Заречного. Память о нём, его жителях не только в этих названиях на карте нашего города, но и в сердцах зареченцев.