Операция Кабель

«Зареченская Ярмарка» №16 от 19 апреля 2012 г.
Операция Кабель

Снова о кражах с Курманского каменно-щебёночного карьера. На этот раз варяги из Асбеста дважды «раздели» экскаватор. Предприятию нанесён ущерб более чем 115 тысяч рублей.

Эмма ГОЛОВЫРСКИХ

В краже участвовали трое, все - жители Асбеста. Организатор её, Михаил, всего-то три месяца, как устроился в ККЩК помощником машиниста экскаватора. Работал вахтовым методом, жил в курманском общежитии. За это время он успел освоиться на производстве, прекрасно знал, где и что лежит, как охраняется и чем можно поживиться.

И вот как-то, размышляя, где бы раздобыть денег, пришла ему в голову идея обокрасть родное предприятие - утащить кабель с одного из экскаваторов. Но одному такое дело представилось не по плечу, предложил принять участие в краже шурину - тот не отказался. Вместе обговорили детали дела, оказалось, не хватает автомобиля. Нашли третьего - водителя Асбестовского АТП, у которого был свой автомобиль. Он, кстати, раньше тоже работал в Курманском карьере и легко там ориентировался.

Итак, 1 ноября 2011 года криминальная троица поздним вечером выехала из Асбеста. Подъехали к карьеру, водитель остался в машине, чтобы в случае опасности предупредить дружков, а Михаил с родственником отправились искать экскаватор. Ночные воры искали обесточенный экскаватор, с которого безболезненно и безопасно можно было украсть кабель. Вот нужный объект найден, воришки забрались на ходовую площадку обесточенного экскаватора, увидели кабель и прихваченными с собой ножницами его отрезали. По сотовому вызвонили водителя, вместе погрузили украденное в багажник машины и отправились домой.

Через 10 дней операция «Кабель» повторилась, но уже без участия третьего, который оказался лишним: Михаил забрал свой автомобиль из ремонта, и родственники отправились на Курманский карьер вдвоём. Причём срезали кабель с того же экскаватора, что и в первый раз. Похищенный кабель обжигали в Асбесте, на старом автодроме. Затем созванивались с приёмщиком металла, договаривались о встрече. Встречались в безлюдном месте - у гаражей, возле водонапорной башни. Михаил привозил краденый товар - приёмщик тут же его взвешивал. Первый раз он принял медный кабель, заплатив подельникам 5 тысяч 100 рублей - по 170 рублей за кг. За вторую кражу друзья-приятели выручили 6 тысяч 700 рублей.

Кстати говоря, приёмщик лицензии на приём сырья не имел, был только посредником. Принятый «товар» сбывал другому знакомцу, который, как выяснится потом в ходе следствия, сдавал его своим знакомым, работающим на предприятии «Урало-Сибирская металлургическая компания», которая находится в Верхней Пышме. Она как раз и занимается переработкой цветных металлов. Если чуть углубиться в этот вопрос, то выяснится: по некоторым таким «приёмщикам» явно плачет тюрьма. Никакого учёта они не ведут, лицензий на свой «бизнес» не имеют. Даже подсказывают (например, как в Мезенке), каким образом испортить те же крышки от люков, чтобы их приняли в качестве лома, услужливо предложив кувалду для этой цели. Призвать их к ответственности сложно. Вот и в этом конкретном случае с тремя асбестовцами уголовное дело против приёмщиков завести не удалось. В ответе Белоярскому межрайонному прокурору так и было написано: отказать за отсутствием состава преступления. Трудно оказалось доказать, что приёмщики были в курсе, что сдаваемое сырьё было ворованным…

А теперь вернёмся к Курманскому каменно-щебёночному карьеру. Как получилось, что дорогостоящий кабель по сути оказался бесхозным? Выяснилось, что в первом случае руководство предприятия решило шума не поднимать, в полицию не обращаться: в запасе был ещё кабель. Ущерб от первой кражи составил 31 тысячу 525 рублей. Первый «звоночек» не призвал к бдительности. Вторая кража оказалась более существенной - 89 метров кабеля «потянули» на 84 тысячи 30 рублей, что для карьера оказалось ущербом весьма чувствительным.

Суд квалифицировал действия ночных воров как тайное хищение чужого имущества, совершённое группой лиц по предварительному сговору. Каждому солидарно придётся возместить убытки, понесённые Курманским карьером. Кроме того, суд назначил родственникам наказание в виде обязательных работ сроком по 240 часов, водителю - на 200 часов. Чтобы впредь неповадно было преступать закон, надеясь на бесплатный сыр в мышеловке.