Особенности национальной словесности

«Зареченская Ярмарка» №48 от 01 декабря 2011 г.
Особенности национальной словесности

«Ограничить рост цен на услуги ЖКХ!», «Улучшить систему образования!», «Повысить уровень жизни россиян!» … Хорошо? Здорово! Но КТО это делать будет и КТО потом ответит перед народом за то, что «не ограничилось», «не улучшилось» и не «повысилось»? ..

Татьяна ГОРОХОВА

Когда я первый раз услышала рекламу предстоящих выборов, показалось, что время повернулось вспять: громкий голос диктора, пафосные призывы к народу, бравурная музыка… Как будто вернулись годы застоя. Вот и в ближайшее воскресенье вся наша страна двинется к избирательным участкам, чтобы отдать свой голос за полюбившуюся партию в будущую Госдуму России.

Говорите, наши уши настроены!

Рекламная кампания в апогее: кандидаты в депутаты различных уровней вдруг вспомнили о своих избирателях, стали «выходить в народ», строительные объекты, находившиеся годами в замороженном состоянии, вдруг стали срочно достраиваться, бюджетникам вдруг резко повысили зарплату, - в общем, жизнь забила ключом. Люди, прожившие последние 4 года без света на улицах, без воды, без тепла, в забвении власти, просто ошалели от посыпавшихся на их головы «горячих линий» и красивых слов.

...Вот на экране телевизора возникает несчастная бабушка, зажавшая в сухоньком кулачке денежные купюры. А злая тётка тащит эти деньги из бабушкиного кулачка… «Измучили, измучили народ!» - кричит с экрана знакомая всем народная артистка. «Да, да!» - вторит ей бабушка по другую сторону экрана.

«Надо повысить благосостояние народа! Сделать ипотеку доступной! Сделать доступным высшее образование! … медицину!» - говорит один из кандидатов на высокую государственную должность. «Вот ведь как правильно говорит! - умиляются у экранов пенсионеры и другие трудящиеся массы, внимающие «самому доступному искусству» для народа. - Действительно надо. И медицину бы того, не такую платную… И в институт бы чтоб без денег, а за знания наши дети поступали, а ещё бы в садик чтобы попасть как-то…» И не успеют люди подумать, как им с экранов: «Достойную пенсию пенсионерам! Достойную зарплату учителям!» Ух ты, вот оно, нас услышали! радуются сидящие у телевизоров. Конечно, услышали! И тени на придорожных плакатах тоже услышали. «Говорите, - говорят. - Вас услышат!»

Всё правильно. А работать кто будет?

К обещаниям лучшей жизни мы уже привыкли: скоро, вот-вот, как только выборы закончатся, так и наступит долгожданное счастье. Смущает только одно: обещания даются безличные. «Надо поднять благосостояние народа!» - это призыв к кому? К самому народу? Кто должен поднять народное благосостояние?..

Обратите внимание на одну особенность. Наша власть научилась так составлять свои речи, что все слова звучат правильные, а смысл - весьма невнятный. «Да - достойной оплате учителям!», «За - хорошие дороги!», «За - качественную медицину!» - согласитесь, всё правильно. Слова хорошие. Кто ж против? Народ, что ли, который с утра до вечера вкалывает, копейки получает, и за всё платит: за того же доктора, за те же ужасные дороги? Помнится, на одном высоком совещании, где собрались журналисты со всей Свердловской области, высокий чин говорил: «Надо, чтобы улицы наших городов становились чище, дворы благоустроеннее, чтобы народ стал жить лучше.» Все согласились, что надо, и только один журналист спросил: «А КТО всё это будет делать?» Ответ чиновника (в духе наведения тени на плетень) уже не удивил: «Необходимо выделять деньги из бюджета, но пока необходимых средств на это нет, но необходимо находить необходимые на это средства, так как необходимо, чтобы улицы наших городов… чтобы наши дворы…. чтобы наши люди….» Заметьте, ни одного слова о том, КТО всё это должен делать. Впечатление складывалось такое, что улицы сами должны очищаться, дворы должны сами благоустраиваться, а люди сами должны поднимать своё благосостояние. Вопрос: ну, а чиновники, депутаты, кандидаты здесь при чём?..

Обязательство к бездействию

В русском языке есть довольно любопытная форма общения - безличные, или, как говорят лингвисты, бессубъектные предложения. Очень удобные для нынешних чиновников и политиков. В этих предложениях нет подлежащего, то есть личности, субъекта. Получается, что, с одной стороны, вроде бы и проблему обозначили, а с другой - обязательств никто на себя не взял.

Ведь как раньше перед выборами кандидаты обещали: «Вот выберите меня, а Я вам за это и дорогу построю в светлое будущее, и дойти помогу, и жить там будем вместе достойно и счастливо.» Предположим, выбрали люди этого краснобая в депутаты, поверили его обещаниям, а через некоторое время и спрашивать с него начинают: ТЫ обещал дорогу в светлое будущее, где она? ТЫ обещал жизнь счастливую, где она? Приходится ему напрягаться, изворачиваться, мол, я-то готов дорогу строить, да строители подвели; я-то старался, а будущее не такое светлое оказалось. В общем, в некрасивом положении оказывался депутат.

Нынче всё не так. Нынешние кандидаты в своих обещаниях всякими способами ИЗБЕГАЮТ КОНКРЕТНЫХ ДЕЙСТВИЙ. Вместо «я сделаю всё, чтобы детских садиков стало больше» сейчас говорят: «за» места в детских садах», вместо «мы добьёмся, чтобы дороги отремонтировали» говорят «надо улучшить качество наших дорог». Вот и соображай, избиратель, кому это надо и кто это будет делать.

Русский характер

А люди всё равно верят таким обещаниям. Правда, не все. Если говорить упрощённо, то, на мой взгляд, современное общество сейчас разделилось на тех, кто верит, и на тех, кто уже ничему не верит. В первую группу входят пенсионеры и, возможно, бюджетники, хоть и не все. Во-первых, в силу того, что большую часть жизни люди прожили при советской власти и просто привыкли верить всему, что обещают. Во-вторых, за спиной - стабильная зарплата и раз начальник сказал, значит, так и есть. Пикантность к этим привычкам добавляет некая кажущаяся смелость нынешних «обещалкиных»: ты посмотри, какой он смелый - про все болячки нашего общества говорит! Как иногда рассказывают люди преклонного возраста о встрече с каким-нибудь важным чином: «Я его прямо спросил: когда тарифы на услуги ЖКХ снизятся?» «Да ну, а он что?» - в ожидании продолжения смелой истории спрашивают окружающие. «Как что, - отвечает смельчак, - ответил: надо снижать тарифы, улучшать качество поставленных услуг, надо привлечь к ответу… надо повысить… надо улучшить…» Чувствуете, какие ответы нынче в моде?

Вторая часть населения никому и ничему не верит. Их тоже можно понять: люди просто устали от многолетних ожиданий и обещаний, которые не выполняются. Кредит доверия к власти у этих людей исчерпан. И хоть что ты им сейчас пообещай - не поверят. К тому же, как можно верить обещаниям, в которых нет ни одного конкретного действия? Как уже говорилось выше, обещания нынче стали безличными, безответственными.

Вот представьте, выберем мы того, кто громче всех кричал: «Надо повысить благосостояние народа!» Пройдёт года 2 - 3, благосостояние не повысится (тьфу, тьфу, чтоб не сглазить!), мы - к депутату: ты же говорил?! А он нам: «Я и сейчас говорю - надо повысить!.. улучшить!.. углубить!.. расширить!…»

Штабелями выбираем…

Вот такие интересные времена наступили: все кричат и обещают, а спросить не с кого. И выборы у нас теперь безличные - целыми партиями, в смысле, оптом, выбираем. Раньше как говорили: «Беру под личную ответственность!», а теперь и ответственность стала безличная. Нет, конечно, не у всех, а почему-то только у тех, кто стоит у власти. Впечатление такое, что всю ответственность наша власть на народ перекладывает. Вот проголосуем, а потом если не так пойдёт, кто будет виноват? Конечно, те, кто голосовал - народ: не того выбрал. Не пошёл на выборы - опять виноват. Не проголосовал за своё светлое будущее, значит, не жди - права не имеешь. И что бы народ ни сделал, всё равно будет виноват. Вот и подумайте: что с этим делать?..

Так-то надоело уже во всём виноватым быть. Просто жить хочется честно и достойно. И чтобы времена «обезличенной» власти остались в прошлом.