У старости глаза печали

«Зареченская Ярмарка» №41 от 13 октября 2011 г.
У старости глаза печали

Старые люди - настоящие дети. Они капризничают и требуют к себе внимания. Не судите их, а жалейте и любите. Не забывайте: придёт время, и вы тоже состаритесь.

Елена ПАРАСКИВИДИ

Добро начинается с малого

Нам, ещё не познавшим старости, порой невдомёк, что старый человек всё тот же самый, что в молодости, «только зашитый в изношенную и сморщенную кожу». Большинство старых людей с годами превращаются в капризных и привередливых детей. А когда они плачут, на это так больно смотреть. Недавно мне рассказали про одну пожилую женщину, которой было 79 лет. Она уже потихоньку начала сходить с ума, потому что у нее сначала умер муж, а потом и любимый сын.

- Полину Геннадьевну Панину я знаю давно, - рассказывала мне моя знакомая Анастасия, - дружила с её дочерью и внуками, часто приходила к ним домой. В их семейные дела я не лезла, но мне всегда было неприятно наблюдать, как они с ней обращаются, как ведут себя со старым человеком. Она всегда сидела в своей маленькой комнате, никто не звал её посмотреть телевизор, посидеть вместе со всеми за чашкой чая. Когда Полина Геннадьевна начинала рассказывать про сына, дочь или внуки обрывали её, кричали, чтобы она не плакала и сидела в своей комнатке. Когда я заходила к ним вечером поговорить с дочкой Полины Геннадьевны по-соседски, то видела жалобный взгляд старушки. Мне становилось её жалко, потому что по глазам можно было прочитать: «Поговорите со мной, пожалейте и дайте поплакать». Тогда я заходила к ней в комнату и заводила разговор. Полина Геннадьевна начинала рассказывать мне, как она скучает по умершему сыну, что хочет к нему, и горько плакала. А я просто сидела и молчала, давая ей возможность выговориться и поплакать.

Внуки, услышав её плач, сразу заходили в комнату бабушки и покрикивали на старушку, чтобы она не плакала. Я понимала, что её слёзы их раздражали. Чтобы как-то сгладить ситуацию и никого не обидеть, я потихоньку выпроваживала их из комнаты Полины Геннадьевны. Потом в разговоре с дочерью старушки и с внуками я старалась убедить их не обижать бабушку, уделять ей хоть немного своего внимания. Внушала им, сколько хорошего сделала бабушка Поля для их семьи: выучила и отдала замуж дочь, помогла ей поднять детей. И всегда, когда Полина Геннадьевна меня видела, она знала, что можно будет поплакать и что-то рассказать, что я её выслушаю и не дам в обиду дочери и внукам. А когда умер хороший знакомый Полины Геннадьевны, я уговорила её внуков, чтобы мы вывели старушку на улицу и помогли дойти до соседнего дома, где прощались с покойным. Там она дала волю слезам, и мне до боли в сердце было жаль её.

Вскоре Полина Геннадьевна умерла, но я утешала себя тем, что находила время поговорить с ней, выслушать старую женщину, внять её слезам. Хотя, если разобраться, я ничего особенного для неё не сделала. Я хочу сказать, что у всех нас есть бабушки и дедушки, ветераны войны и труда. Их надо жалеть и ценить. Никому, кроме родных и близких, они не нужны. Любите своих стариков, пока они живы, разговаривайте, потакайте их капризам, звоните. Поверьте, наша любовь им нужна больше, чем хлеб, и никогда не забывайте о том, что ваша старость впереди. Будут ли вас тогда почитать ваши дети и внуки? Наверное, они обойдутся с вами в старости так же, как вы сейчас обращаетесь со своими старенькими родителями, дедушками и бабушками.

У поэтессы Ольги Натальиной есть хорошее стихотворение о стариках, которое заканчивается такими строчками:

«У старости глаза печали,

Я Гимн о ней пою.

Вы у других её встречали

И встретите свою».

Не забывайте: время быстротечно.