Электронные читалки

«Зареченская Ярмарка» №35 от 01 сентября 2011 г.
Электронные читалки

Татьяна ГОРОХОВА

В новом учебном году в некоторых российских школах начнётся интересный эксперимент. Вместо учебников школьники будут использовать так называемые ридеры - электронные устройства для чтения. Эти компактные приборы размером с небольшую книжку, толщиной в сантиметр и весом в 300 граммов заменяют собой огромную стопку книг - всю школьную программу плюс список книг по внеклассному чтению. Собственно говоря, одно такое устройство может заменить собой весь школьный портфель ребёнка. Как утверждают организаторы этого эксперимента, в одной из школ, с прошлого года участвующей в этом проекте, даже успеваемость повысилась, троечники стали чуть ли не отличниками.

Как плюс нововведения, указывается и то, что в электронную память ридера можно внести, кроме необходимых учебников, расписание уроков, есть в нём функции рукописных заметок и дневников, можно выйти в Интернет. С таким устройством школьник никогда не сможет оставить дома учебник, забыть записать в дневник расписание уроков или домашнее задание. И вообще, может вздохнуть спокойно - ему не надо будет тащить в школу огромный тяжёлый портфель. Да и родителям, по заверениям экспериментаторов, станет гораздо легче: не нужно тратить деньги на необходимые учебники, выискивая нужные, атаковать библиотеки в поисках заданных на лето книг - короче, сплошные плюсы. По мнению организаторов эксперимента, такой ридер - вещь для школьников крайне необходимая, и в скором времени он заменит собой все школьные принадлежности. Стоимость такого устройства варьируется от 7 до 12 тысяч рублей. Многовато? Но ведь его нужно купить лишь один раз - и до окончания ребёнком школы. Если учесть, что цена некоторых современных учебников для среднего звена доходит до 600 рублей, то… В общем, не так уж плохо. Хотя вопросов ещё много. Вот что по этому поводу говорят зареченские учителя и родители.

Ирина Викторовна, учитель начальных классов:

- Моё глубокое убеждение - в начальной школе ученики должны получать навыки работы с обыкновенными учебниками и книгами. Во-первых, какой формат у этого ридера? Ведь учебники разработаны с учётом эргономических требований - удобный для глаз размер самого учебника и шрифта, яркие картинки. Есть ли всё это в ридере? А потом - развитие мелкой моторики: ребёнок должен писать, должен перелистывать страницы. Вот когда всё это он научится делать, тогда можно и облегчить ему школьную жизнь. Мне кажется, такие устройства нужны старшеклассникам в 10 - 11 классах. Да, ещё нужно учесть и отвлекающий фактор таких устройств - раз есть выход в Интернет, сложно будет некоторым ребятам не обращаться к нему на уроках.

Любовь Юрьевна, библиотекарь:

- Да, это очень удобно, но только для старших классов. Старшеклассникам приходится работать с большим количеством учебников и книг, которые не всегда есть в библиотеке - школьная программа по тем или иным предметам меняется, а библиотечный фонд не всегда успевает за этими изменениями. Я думаю, такие устройства в конце концов придут в школу, но вот насколько быстро… Ведь даже компьютеры в достаточном количестве есть не во всех городских школах, а уж что про сельские говорить…

Любовь Викторовна, мама двух школьников:

- У меня в семье два школьника, я просто материально не смогу купить для своих детей такие дорогие устройства, даже если они очень удобные. А потом, кто гарантирует, что эти ридеры у младших школьников не отберут старшеклассники, что они не потеряют их, не разобьют? По крайней мере, я пока не готова к таким нововведениям.

Сергей Николаевич, папа школьника:

- Конечно, я только «за» введение в школе ридеров: это удобно, не надо таскать огромное количество учебных книг. Но наука не стоит на месте, есть ли уверенность в том, что через год-два не появятся новые устройства? Ведь тогда родителям снова придётся тратиться на покупку нового ридера или как там его назовут. Думаю, это очень затратно, не всякая семья потянет такие траты.

Таким образом, отношение зареченцев к ридерам оказалось довольно скептическим: электронные ридеры, возможно, и будут востребованы, но только старшими школьниками. Младшеклассники должны учиться работать с книгами: это и удобный шрифт, и картинки, развивающие фантазию. Кстати говоря, некоторые учителя уже сейчас высказывают опасение, что современный школьник стал гораздо хуже писать, чем его сверстники, например, лет 10-15 назад: шариковые ручки и постоянное общение с компьютером и другой «кнопочной» техникой ослабляют мелкую моторику пальцев и кисти школьника. А вот старшеклассники уже и сейчас активно пользуются компьютерами для подготовки уроков - зачем им отдельные ридеры, если практически у каждого дома стоит полноценный компьютер с выходом в Интернет, где, как известно, есть всё и даже больше: необходимая справочная и художественная литература, учебники и пояснения по естественным наукам. Хотя работа с электронными ридерами, возможно, и поможет старшим школьникам подготовиться к будущей, гораздо более мобильной, жизни студента.

В общем, как всё новое, электронные устройства для чтения пока приживаются довольно проблематично, хотя наверняка когда-нибудь всё же займут своё место в жизни школьника. Вот только когда - это вопрос времени.