Детсадовские медсёстры вне закона

«Зареченская Ярмарка» №31 от 04 августа 2011 г.
Детсадовские медсёстры вне закона

Эмма ГОЛОВЫРСКИХ

Из зала суда

По заданию областной прокуратуры недавно была проведена проверка исполнения законодательства об охране жизни и здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях городского округа Заречный. Итогом её стало обращение межрайонного прокурора в Заречный районный суд с требованием о признании незаконной медицинской деятельности в наших детских садах, так как лицензий на это данные учреждения не имеют. В июне суд рассмотрел гражданские дела по иску прокурора к ДОУ «Сказка», «Радуга», «Светлячок», «Звёздочка» и «Журавлик». Ну, а мы с вами рассмотрим создавшуюся ситуацию на примере детского сада «Сказка».

Итак, в штате «Сказки» - две старших медсестры, медсестра физиотерапии и медсестра плавательного бассейна. В поле их деятельности - первая доврачебная помощь, утренние медосмотры детей, измерение температуры, вакцинация, лечение по назначению врача, физиопроцедуры и лечебная физкультура. Всё это предусмотрено должностными обязанностями медсестёр. Однако лицензии на осуществление медицинской деятельности детский сад не имеет. А потому, делает вывод прокурор, её следует признать незаконной. Кроме того, представитель прокурора в суде просила исключить из штатного расписания данные должности и обязать администрацию округа заключить договор с МСЧ-32, чтобы именно медики из МСЧ ставили детям прививки, проводили физиопроцедуры и т.п.

Руководитель «Сказки» с этими требованиями не согласилась. Она пояснила суду, что детсад не может функционировать без медсестёр, поскольку кроме перечисленных выше обязанностей они ещё и контролируют выполнение санитарно-эпидемиологических правил, следят за питанием воспитанников детского сада. Медсестра в течение 12 часов должна быть на рабочем месте, этого не сможет делать приходящий медик. Да и медицинские кадры уже «устоялись»: имеют стаж работы, нужную квалификацию, проходят обучение и имеют об этом сертификаты. Кроме того, иметь или нет в штатном расписании данные кадры, решает учредитель дошкольного образовательного учреждения - администрация городского округа. Что касается обязательности лицензирования медицинской деятельности, то с этим требованием прокурора руководитель детсада согласна - в настоящее время меры принимаются.

Действительно, как быть детсадам без медиков? Воспитатели не могут их заменить. Возникают ситуации, при которых необходимо оказание первой медицинской помощи. Так, в апреле этого года в одном из детских садов у ребёнка начались судороги. Вызвали «Скорую», она прибыла через 20 минут. Хорошо, что на месте была детсадовская медсестра с образованием, опытом работы и квалификацией - до приезда врачей сделала необходимую инъекцию. Случаи ведь разные бывают...

В детском саду есть изолятор, куда помещаются дети до прихода родителей или "Скорой помощи" МСЧ-32, если в течение дня у них появились признаки заболевания, например, температура. А вакцинация, а физиопроцедуры - лечение электрофорезом, ингаляции? Эти процедуры проходят в специальном кабинете. Он готов для лицензирования, но для этого нужны средства.

Муниципалитет с исковыми требованиями тоже не согласился. Объясняли следующее: на территории округа медицинское обслуживание осуществляет МСЧ-32, не относящаяся к категории муниципального учреждения здравоохранения. ФГУЗ МСЧ-32 ФМБА России - предприятие федеральное. Администрация считает также, что детские сады Заречного получили лицензии на образовательную деятельность до 2006 года, в ходе лицензирования оценивалось и медицинское обслуживание. Исключение из штатного расписания медсестёр приведёт к снижению качества медицинского обслуживания детей в детских садах. В настоящее время администрация занимается вопросом лицензирования медицинской деятельности в детсадах, на эти цели запланированы бюджетные средства на 2012 год.

Однако, суд удовлетворил требование прокурора в части признания незаконной деятельности дошкольных учреждений по оказанию медицинских услуг, поскольку у них отсутствует соответствующая лицензия. Что касается исключения из штатного расписания должностей среднего медперсонала, то ни в Федеральном законе «Об образовании», ни в Типовом положении о ДОУ нет запрета на содержание их в штате дошкольных образовательных учреждений. Суд счёл также необоснованным требование прокурора о понуждении администрации округа заключить договор с медучреждением на оказание услуг в ДОУ, поскольку Заречный относится к территории, которая обслуживается федеральным медучреждением*, система муниципального здравоохранения отсутствует. К тому же, как установил суд, МСЧ-32 не имеет лицензии на осуществление медицинской деятельности в медицинских кабинетах ДОУ. Да и на законодательном уровне не предусмотрено оказание медицинских услуг в детских садах путём обязательного заключения договора с учреждениями здравоохранения.

Итак, что касается медицинской деятельности без лицензии, то она признана в ДОУ незаконной. В остальной части иска суд отказал. Однако точка на этом не поставлена - прокурор с решением суда не согласился. В настоящее время данные гражданские дела рассматриваются в областном суде. О результатах известим читателя позднее.

*Распоряжение Правительства РФ от 21 августа 2006 года №1156-Р.