От пластилина к бронзе

«Зареченская Ярмарка» №27 от 07 июля 2011 г.
От пластилина к бронзе

Алёна АРХИПОВА

Три недели назад члены Градостроительного совета при Главе городского округа начали обсуждать идеи скульптурных композиций для бульвара Алещенкова. Позже к обсуждению активно подключились жители нашего города, в том числе и пользователи сайта «Зареченской Ярмарки», которые предложили для будущего бульвара довольно разнообразные варианты скульптурных образов. А сегодня у нас появилась возможность пообщаться на эту животрепещущую тему с профессионалом.

Антон Баёв - форматор скульптурного производства. Он - коренной зареченец, родился в спортивной и творческой семье. Папа Антона, Георгий Александрович, спортсмен, работает на БАЭС, мама Татьяна Анатольевна - преподаватель по классу гитары в Детской музыкальной школе, младший брат Павел поступает в Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию имени А.Л. Штиглица. Сам Антон учился в школе №3, затем поступил в Бобровское профессиональное училище художественных ремёсел на специальность «Мастер художественной обработки древесины», занимался богородской резьбой по дереву, выполнял объёмные деревянные скульптуры. Следующим значительным этапом его профессионального пути стала Уральская государственная архитектурно-художественная академия, где он получил специальность «Декоративно-прикладное искусство и художественная керамика». Последние 7 лет Антон Баёв работал в Екатеринбургском художественном фонде, а в данный момент его группа активно сотрудничает с литейной мастерской из села Новоалексеевское. Её директор Иван Дубровин присутствовал на всех последних собраниях нашего Градостроительного совета. Так что есть вероятность, что именно мой сегодняшний собеседник и будет делать скульптуры для нашего бульвара Алещенкова.

Антон, расскажи, как создаются скульптуры?

- Прежде чем стать бронзовым, изделие проходит несколько этапов. Начинается всё с того, что скульптор приносит маленькую модель будущего памятника, обычно в масштабе 1:5. Задача скульпторов-форматоров - её увеличить. В первую очередь делается металлический каркас, который оббивается деревянными брусками. Потом на каркас наносится серая скульптурная глина, «пролепливаются» все формы и мельчайшие детали - всё в точности как на маленьком эскизе. Важно, чтобы глина всё время была сырой и пластичной, как тесто, для этого её постоянно смачивают водой.

Затем с готового глиняного изделия снимается гипсовая форма. Изнутри она лакируется, чтобы потом гипс не пристал, смазывается специальным составом на парафиновой основе, затем туда заливается гипс. Весь этот процесс называется "формовка". После гипсовая форма (внешняя оболочка) аккуратно раскалывается на фрагменты. Затем с гипсовой модели снимается форма из специального песка - ХТС (химически твердеющая смесь). И уже в песочную форму заливают расплавленный жидкий металл. Это может быть чугун, может быть нержавейка, но в основном мы работаем с бронзой. Последний этап - шлифовка металла. По времени на изготовление одной фигуры в человеческий рост (от эскиза в пластилине до шлифовки в металле) у профессионалов уходит два месяца.

Стоит отметить, что тружусь я не один - наша бригада состоит из трёх человек. Самая первая работа, в которой я участвовал, - создание 6-метровой статуи Екатерины Великой (скульптор В.Соколова). В Екатеринбурге наши скульптуры стоят на старом военном железнодорожном вокзале (скульпторы Ю.Крылов и А.Кокатеев), возле Таганского ряда есть «Памятник челнокам» (автор В.Кривушин). На перекрёстке улиц Ленина-Мичурина установлена скульптурная композиция с названием «Горожане» (скульптор А.Антонов). Много заказов мы делаем в северные города: в Салехард, в Ханты-Мансийск и другие. В Тюмени, например, на Цветном бульваре стоят 3 самых любимых в нашей стране клоуна: Ю.Никулин, О.Попов и знаменитый Карандаш - их придумал скульптор Л.В. Пузаков. Также для Цветного бульвара мы создавали фонтан «Времена года» (автор Л.Пузаков), скульптуры «Музу» и «Мелодию» (автор Г.Геворкян).

Помимо скульптурных групп, часто приходится делать декоративную лепнину для зданий - барельефы, рельефы, тяги, капители, колонны и балясины. К примеру, мы выполняли весь фасад и внутреннюю отделку в екатеринбургском Центре косметологии и пластической хирургии. Те же работы были на старом железнодорожном вокзале. Также мы делали капители на новом храме, что воздвигли на перекрёстке улиц Малышева - 8 Марта. Ещё одна интересная работа - герб Свердловской области, который сейчас установлен на новом здании Областного правительства возле драматического театра (автор И.Акимов).

Среди последних наших работ - монументальная трёхметровая статуя «Георгий Победоносец» (автор И.Акимов). После конечной обработки она отправится в Курганскую область в село Частоозёрье. В процессе изготовления сейчас находится памятник пожарным - ликвидаторам техногенной катастрофы в Чернобыле (скульптор Г.Вострецов), который уедет в Нижневартовск. В общем, за 8 лет работы сделано уже немало.

Если можно, поделись своими планами.

- Один из моих профессиональных девизов: «Не стоять на месте». Поэтому я постоянно стараюсь открывать для себя новые грани, пробуюсь в разных видах творчества. Последний мой творческий эксперимент - участие в строительстве ледовых городков в Каменск-Уральском и Ревде. Было очень интересно. Но есть мечта - открыть собственную мастерскую в Заречном. Считаю, что нашему городу это пойдёт на пользу. Естественно, буду продолжать работать с гипсом. И ерунда, что после рабочего дня я буквально весь в гипсовой пыли: и обувь, и роба, и волосы, и руки. Это всё мелочи по сравнению с теми эмоциями, которые испытываешь, когда из-под твоих рук выходит новый образ. Ни одна работа у меня ещё не повторялась - это интригует и увлекает. С уверенностью могу сказать, что скульптура - это моё.

Какие скульптуры ты бы сделал для бульвара Алещенкова?

- Сделать можно многое. Я бы посоветовал при выборе скульптурных композиций обратить внимание на молодёжные, креативные образы. Как вариант, в Екатеринбурге на Вайнера стоит памятник велосипеду и машине, а у нас вполне могли бы вписаться мотоцикл с мотогонщиком или даже яхта. Правда, в материале сделать это будет сложно. На мой взгляд, достойны внимания и романтичные образы.

А вообще, я рад, что в Заречном наконец-то стали обращать внимание на эстетический облик города. Теперь для организаторов проекта главное - не затягивать с заказом. Будет максимальное количество времени для выполнения работ - будет и хорошее качество скульптур. Очень надеюсь, что достойно начатое дело достойно и закончат.