Что такое запрещённая литература

«Зареченская Ярмарка» №27 от 07 июля 2011 г.
Что такое запрещённая литература

Татьяна ГОРОХОВА

В прошлом номере «Ярмарки» был опубликован материал Белоярского межрайонного прокурора А.А. Щибрика, из которого многие, в том числе и я, узнали о том, что, оказывается, в России существует список экстремистской литературы, запрещённой для ознакомления. В Интернете на сайте «Ярмарки» (zar-yarmarka.ru) тут же появились комментарии, надо сказать, пессимистического характера: вот, мол, какой-то сельский суд придумал, и тут же книга или видеоролик попадают в разряд экстремистских, их уже нельзя взять в библиотеке, их нельзя прочитать и т.д. Одна из наших читательниц написала: «В недавние времена из фондов библиотек так же рьяно изымали и уничтожали книги Солженицына и других диссидентов. А сейчас - накручиваются новые страсти вокруг "запрещённой" литературы, и наказывают в первую очередь не настоящих экстремистов, а вполне приличных людей (таких, как директор библиотеки) - и тягостной судебной процедурой, и срамом "пропечатывания" в газете.»

Вот и мне стало интересно, как же те или иные материалы попадают в разряд экстремистских и сколько всего таких изданий.

Из преамбулы к Федеральному списку экстремистских материалов следует, что «информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.

Федеральный список экстремистских материалов формируется на основании поступающих в Минюст России копий вступивших в законную силу решений судов о признании информационных материалов экстремистскими.» Причём за производство, хранение и распространение экстремистских материалов законодательством РФ предусмотрена ответственность, как правило, административная, которая в каждом случае определяется индивидуально.

Ну вот, всё ясно и понятно: те или иные материалы признаются экстремистскими только по решению суда. Надо сказать, Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» был принят ещё летом 2002 года (ст.13 Федерального закона от 25.07.2002 №114), за это время в запрещённом списке накопилось уже 896 наименований. Вот и представьте, как сложно отслеживать библиотечным работникам пополнение этого списка. Как рассказали мне в библиотеке на Кузнецова, список экстремистской литературы каждую неделю печатает «Российская газета», и список этот действительно пополняется довольно часто. Кстати, чаще всего именно по решению районных судов, например, Заволжского районного суда города Ульяновска, Коптевского районного суда САО г.Москвы. А, например, по решению Бугурусланского городского суда Оренбургской области в федеральный список внесено целых 15 материалов.

Итак, какие же материалы уже попали в список запрещённых? Как вы сами понимаете, все их назвать невозможно, но разделить на группы по тематике попробуем.

В первую очередь это литература о вере - книги о каббале, исламе, православии, учения об истинной вере и тому подобные издания. Вторая группа - это материалы националистического характера. В третью группу можно отнести видеоролики, песни (ох, здесь отличилась группа под названием «Циклон Б»!), листовки. Вот лично меня очень заинтересовала листовка под названием «Обращение к русским мужчинам на 23 февраля…», подписанная «русские женщины». Что ж такого экстремистского написали эти «русские женщины»? Остаётся только догадываться...

Насколько я поняла из разговора с работниками прокуратуры, экстремистские материалы выявляются примерно так: вот, например, прочитала я книжку и вдруг мне показалось, что в ней содержится нехороший отзыв о какой-то нации. Тогда я обращаюсь в милицию, в суд или прокуратуру, и работники компетентных органов рассматривают моё заявление и изучают прочитанные или просмотренные мною материалы. После рассмотрения судом выносится решение, причислить издание к экстремистским или нет. Как видите, процедура не очень сложная, хотя, если учесть, что сколько людей - столько и мнений, то судам приходится непросто. Не менее сложно сейчас и работникам библиотек, ведь им приходится отслеживать вновь включённые в федеральный список материалы. Но самое интересное, что в Интернете эти материалы можно найти довольно просто, и тогда какой смысл запрещать библиотекам выдавать эти книги читателям? Тем более что некоторые из них являются очень важными и нужными, например, для историков, для литературоведов, для тех, кто занимается вопросами вероисповедания. Как же им быть?

Помнится, учась в университете, мы - студенты филологического факультета, выпрашивали у знакомых книги запрещённых тогда Аверченко, Булгакова, Тополя на одну ночь. Эти книги передавали из рук в руки, их размножали на тогдашних машинах «Эра» («отэривали»), их пересказывали «из уст в уста» - в общем, запрещённые книги всегда пользовались популярностью у культурных и образованных людей. А теперь-то, да с возможностями Интернета…

Конечно, комментировать ту или иную брошюру, листовку, песню или книжку можно сколько угодно, но, как мне кажется, не надо забывать главного: непродуманная либо поспешная попытка ограничить право человека на получение информации может привести к непредсказуемым последствиям. Вспомните рассказ Рэя Бредбери «Эффект бабочки»: его герой, путешествуя в прошлое, всего лишь случайно раздавил бабочку - мелочь, пустяк, а к каким последствиям всё это привело…