Долгое эхо войны

«Зареченская Ярмарка» №25 от 23 июня 2011 г.
Долгое эхо войны

Александра СТЕПАНОВА

Утро 22 июня 1941 года, мирно досыпает небольшой рабочий посёлок Андреево Владимировской области. В 6 часов утра в репродукторе раздаётся голос Левитана, сообщившего от Информбюро о том, что на нашу страну внезапно вторглись войска Германии. Началась Великая Отечественная война. Всё вокруг загудело, словно развороченный улей. В поселковый Совет вереницей потянулись мужчины, кто по повестке, кто по зову сердца - для отправки на фронт.

Я была ещё ребёнком, но какие-то эпизоды до сих пор всплывают в памяти. Отлично помню проводы отца. На полу вещмешок, а мы всей семьёй собрались у радио и слушаем. Папа в рубашке-косоворотке сидит на стуле и держит меня в своих крепких руках, а мама, трое братьев и сестра плачут, и я не понимала, кто их обидел…

За папой добровольцем ушёл на фронт мой старший брат. Детство наше закончилось. Первое, что мы ощущали, это голод. В соседнем районе ещё до войны был небольшой заводик на берегу пруда. Там из картофеля делали крахмал, а осадки, что оставались на дне пруда, вместе с землёй собирали в корзины, высушивали и привозили домой. В это добавляли толчёное семя лебеды и какой-нибудь травы. Варили и делали лепёшки. Правда, потом долго першило в горле и всё равно хотелось есть. А ещё помню: как только сойдёт снег, мы, дети, бежим полакомиться зелёной травой. Любили молодые побеги сосны, цветки клевера - это были наши деликатесы, на них мы и росли…

Тяжело было слышать душераздирающие крики матерей, у которых от голода умирали на руках их дети. Сердце сжималось от плачей в тех семьях, куда начали приходить похоронки. Погибших оплакивали всем посёлком. Вот и в нашу семью пришла беда.

…Я проснулась от маминого крика. Потом она затихла - потеряла сознание. Вскоре появился старенький доктор, дал ей что-то выпить, она очнулась. К нам стали приходить соседи, знакомые, оплакивали наше горе. И вот что хотелось бы отметить: всем в то время было тяжело, но все были какие-то родные, поддерживали друг друга, утешали, как могли, разделяли горечь утраты. Часто заглядывал к нам безногий сосед дядя Лёня. У самого семеро детей, а он нам подшивал валенки, у которых заплата на заплате. Клеил галоши. Всех нас сплачивала беда. У меня в памяти остался гул ревущего самолёта, который летел через наш посёлок, когда в Коврове бомбили военный завод. По рассказам мамы я узнала, что там выпускали танки для фронта, а на крыше этого завода расставляли ёлки и сосёнки, чтобы отвлечь внимание фашистских лётчиков от этого объекта

Как мы ждали Победу! Вот и настало 9 мая 1945 года. Сама погода была рада этому великому дню: с утра светило солнышко. Цвела черёмуха. Весь народ высыпал на улицу.

Стали возвращаться домой израненные, измученные тяготами войны наши защитники. Очень тяжело было тем, кто потерял кормильца семьи. Пришлось нам, детям, рано познать физический труд. У нас в посёлке был небольшой лесопильный завод, всего две пилорамы. После войны страна нуждалась в стройматериалах, а у нас распиливали лес на доски. На месте срубленных деревьев сажали маленькие саженцы - этим занимались мы, дети. Сначала сажали, потом, чтобы не заросли травой, прореживали мотыгами. Утром встанешь на борозду - к вечеру еле-еле дойдёшь до конца.

Помощи ждать было неоткуда. А хотелось поесть, одеться, обуть свои худые ноги, да и облегчить труд своей мамы. Когда садились отдыхать, каждый высказывал свои заветные желания. Моя мечта была: купить пряников, печенья и конфет, поесть досыта. Но когда получила в лесничестве свою первую зарплату, купила чёрного сатина маме на юбку. Вот так и были оплаканы мамой мои первые трудовые деньги.

Ранний физический труд меня не испортил. Напротив, закалил. Выросла. Приехала на Урал. Встретила любимого человека, с которым в следующем году отметим золотую свадьбу. Вырастили сына, имеем 3 внучек и одного правнука. В 1994 году ушла на заслуженный отдых и полностью посвятила себя общественной работе в городском Совете ветеранов. 12 лет была членом президиума, председателем культурно-массовой комиссии. Организовала первичную ветеранскую организацию СМУ-8 и вот уже 14лет возглавляю её. Горжусь тем, что создала известный сейчас клуб «ВЗОР». Он до сих пор востребован пенсионерами города благодаря упорному труду моего последователя - В.Н. Гончаровой. С нуля создала городскую общественную организацию «Память сердца» - это дети войны, у которых на войне погибли родители. На сегодняшний день в этой организации более 480 человек. Мы нашли 12 без вести пропавших отцов. 25 детей войны получили лечение в госпитале Екатеринбурга, 5 воспользовались поездкой на теплоходе «Пермь - Астрахань». 3 человека посетили места захоронения своих отцов. В 2006 году я также побывала на могиле своего отца в г.Хвастовичи Калужской области (Курская дуга). Из окрестных мест города, где были отдельные захоронения, все останки свезли в Хвастовичи, установили мемориал с фамилиями всех погибших - 849 человек, в том числе и моего отца. За мемориалом ухаживают школьники и взрослые горожане. В местном музее находятся документы и последнее письмо моего папы. Горстку земли, привезённую с того священного для меня места, я возложила в Екатеринбурге у Вечного огня.