Взлёт и трагедия нашей птицефабрики

«Зареченская Ярмарка» №24 от 16 июня 2011 г.
Взлёт и трагедия нашей птицефабрики

Д. ЗАХАРОВ

Любопытное прошлое

Было время, когда у нас в городе работала своя собственная птицефабрика. Люди постарше это помнят особенно хорошо, ну, а молодое поколение уже начинает потихоньку удивляться, когда слышит название "Птичник". Какой птичник? Где птичник? Почему птичник? Там и запах-то за более чем десять лет почти выветрился...

А ведь когда-то это было вполне процветающее предприятие. Его история началась почти 40 лет назад, в июне 1972 года. Для организации птичника Белоярская АЭС приспособила 17 жилых бараков - в них когда-то жили первые строители нашего города. 14 из 17-ти перестроили под корпуса для кур-несушек, а в трёх других сделали гараж, склад для яиц и склад под корма. Из бывшего магазина ОРСа, который тоже был к тому времени закрыт, соорудили инкубатор. Поставили забор, провели канализацию, построили две проходные, пометосушилку и забойный цех. Параллельно реконструкции велось и строительство двух новых корпусов под несушек, каждый на 25 тысяч птичьих голов.

Реконструкцию провели в сжатые сроки, всего за один год. Основную работу делали стройотрядовцы - студенты Уральского политеха. И уже на следующий год начали производить первую продукцию. В среднем за год получалось по 15-20 млн яиц. От сдачи кур на мясокомбинат получали 100-150 тонн птичьего мяса. "Дополнительно занимались и выращиванием бройлеров. Содержали молодняк 60-70 дней, завозили новую партию суточных цыплят, и так повторялось, как круговорот в природе, - вспоминал о тех временах бывший управляющий предприятием Михаил Степанович Хромцов. - В общем, получали 250-300 тонн мяса ежегодно. Предприятие было рентабельным, все затраты окупались".

Ну, а новые времена начались на птицефабрике с наступлением демократии. Стоимость кормов взлетела настолько, что содержать кур стало просто невыгодно, да тут ещё мор пошёл… Признаться, и особого стремления у тогдашнего руководства птицефабрики перестраивать свою работу на более эффективные рельсы, тоже не наблюдалось. Приведу пример из личных воспоминаний 1996 года - я тогда первый раз пришёл на умирающую птицефабрику, дабы написать статью... И поразился: в бухгалтерии стояли арифмометры! Поясняю специально: это такие железные машинки с ручками - для умножения, деления и прочих вычислений надо было крутить эти самые ручки. И это в то время, когда в других организациях сплошь и рядом уже стояли компьютеры!

Последнюю более или менее реальную попытку реанимировать птицефабрику предпринял в 1998 году Юрий Терентьев. Планы были вполне грандиозные, но тоже ничего не получилось. После этого некоторое время местные власти пытались поддерживать жизнь на птицефабрике за счёт бюджетных средств - в ожидании, вероятно, более светлых времён, но не дотянули.

На рубеже 20 и 21 веков было принято решение о ликвидации муниципального предприятия "Птица". Опустевшие здания стали стремительно разваливаться и растаскиваться. Процесс прервался только спустя пять лет, после того как в 2005 году депутаты Думы передали территорию птицефабрики Фонду развития Заречного Технополиса, а тот принялся сдавать пока ещё более или менее целые помещения арендаторам, которые взялись их восстанавливать для собственных нужд. Здесь и началась новая, уже совсем другая, история бывшей птицефабрики. Вот так...