Правление дома - друг человека

«Зареченская Ярмарка» №24 от 16 июня 2011 г.
Правление дома – друг человека

Татьяна ГОРОХОВА

Наверное, самый яркий образ управдома - это Нонна Мордюкова в фильме «Бриллиантовая рука». Помните, как она - хозяйка целого многоэтажного дома, лихо разбиралась в семейных ссорах; решала, кто из жильцов и сколько должен купить лотерейных билетов, чтобы дом стал лучшим среди других домов. А знаменитый Швондер из «Собачьего сердца» Булгакова? Вспомните, как он ходил по квартирам жильцов «от имени правления домом». Да, были когда-то времена управдомов - людей, отвечающих за то, чтобы жизнь в многоэтажках текла без срывов. Управдомы знали, кто где живёт, с какими проблемами, и старались быстро и качественно устранять возникшие вопросы.

Потом жильцы в нашей стране стали собственниками жилья, управдомы были устранены. Появились старшие - старшие по дому, по подъезду. Эти «старшие», по сути, и заменили управдомов - к ним жильцы шли со своими претензиями, а уже старшие отправлялись на переговоры с управляющей компанией. Как правило, старшими по дому становились активные люди пенсионного возраста: у них и времени побольше, чем у вечно занятых молодых, и есть желание работать на благо родного многоэтажного дома.

В Заречном старшие по дому активно проявили себя во время проведения капитальных ремонтов многоквартирных домов. Это им пришлось вести переговоры со строителями, с сантехниками, с электриками; это им доставалось и от жильцов за плохо выполненные те или иные ремонтные работы, и от строителей, если те не могли попасть в какие-нибудь квартиры. Да что далеко ходить: в нашей газете не далее как прошлой зимой развернулась бурная дискуссия - жильцы дома №2 по улице Комсомольской обвиняли своего старшего по дому в некачественно, с их точки зрения, проведённом капитальном ремонте дома. Старший по дому отвечал и за себя, и за строителей, обещая, от лица ремонтников и управляющей компании, устранить все недоделки и недостатки. Правильная ли это ситуация? Ведь старший по дому - обыкновенный житель того же дома, который на общественных началах, повторюсь - совершенно бесплатно, согласился стать посредником между собственниками жилья в своём доме и управляющей компанией, обслуживающей этот дом. Хорошо, если старший по дому имеет хоть какое-то представление о канализации, электрике, водопроводе, ещё лучше, если у него есть строительное образование - тогда он может разбираться в проблемах, а если нет? В общем, старший по дому - должность ответственная, но не всегда благодарная.

Теперь, когда мы только-только привыкли к «старшим», им на смену приходит очередное нововведение - правление дома. О том, что это такое, рассказывает заместитель директора ООО «ДЕЗ» О.Л. Ерёмина:

- Сейчас в России начинает работу новый федеральный проект «Управдом», разработанный Министерством регионального развития РФ. В рамках этого проекта предполагается подготовка специалистов по управлению домами, которые будут профессионально вести договорные отношения между собственниками жилья и управляющими компаниями. Мы же, управляющая компания ООО «ДЕЗ», решили ввести новую форму работы с собственниками жилья - правление дома. Как показал наш опыт работы с собственниками, один старший на весь многоквартирный дом - это очень тяжёлая работа, это большая ответственность. Часто бывает так, что мнения собственников по тому или иному вопросу противоположны, очень трудно бывает прийти к одному мнению. Даже если, например, большинством голосов собственники жилья решили покрасить стены в подъезде в голубой цвет, обязательно найдётся кто-то, кому хотелось бы видеть стены нежно-зелёного оттенка. Чтобы не было таких конфликтов, мы решили, что в каждом многоквартирном доме, который выбрал ООО «ДЕЗ» как управляющую компанию, необходимо организовать правление дома. Как это должно происходить? В каждом подъезде собственники жилья должны будут методом голосования (большинством голосов) выбрать старшего, который войдёт в правление дома, и старшего по дому. Обязательное условие - это должны быть гласные выборы, с наделением старших полномочиями. Это решение собственников обязательно заносится в протокол, который предаётся нам, в УК. Мы уже будем знать, с кем конкретно работать в том или ином доме, ведь невозможно по каждому вопросу собирать общее собрание жильцов. А тут - есть правление дома, жильцы обращаются со своими вопросами к ним, они к нам.

В общем, мы думаем, что такая форма работы будет удобнее и собственникам жилья, и нам как УК. Управляющей компании выгодно научить этих людей, чтобы они могли планировать расходы дома: какие работы нужно провести в первую очередь, что запланировать на следующий год. Конечно, процесс выбора правления дома идёт не быстро, нельзя мгновенно переменить форму работы, но, я думаю, что собственники жилья сами понимают, что своим домом выгоднее управлять им самим. Кто, кроме них, лучше знает проблемы дома? Вот чтобы конструктивнее решать возникающие вопросы, мы и помогаем организовать правление в домах. Опыт показывает, что эта новая форма позволит нам работать продуктивнее и оперативнее.

Итак, большинство жителей опять ждут выборы, на этот раз выборы правления своих домов. Что из этого получится, поглядим. Но на первый взгляд, идея неплохая. Согласны? Ведь главное, чтобы удобно и комфортно жилось как можно большему числу горожан.