За детство счастливое наше

«Зареченская Ярмарка» №23 от 09 июня 2011 г.
За детство счастливое наше

Татьяна ГОРОХОВА

Недавно на улице Ленинградской под машину попали две маленькие девочки: старшая сестра, девочка 14 лет, забрала из садика двух младших сестрёнок 4 и 7 лет. По дороге домой старшая отвлеклась чем-то, а младшие в это время решили перебежать дорогу. Проезжая часть на Ленинградской в это время - 5-6 часов вечера - всегда очень опасна: автомобили едут сплошным потоком. Малыши на дорогу, конечно, не посмотрели, побежали и - очутились под колёсами автомобиля. Хорошо, что женщина, сидевшая за рулём, ехала с небольшой скоростью, девчонки сильно не пострадали.

После этого случая появился серьёзный повод задуматься. Дело в том, что воспитатели не имеют права, скажем так, выдавать на руки детсадовцев лицам, не достигшим 16 лет. Неважно, старшая это сестра или племянник, дядя, тётя - нет 16 лет, веди кого постарше. То есть в данном случае воспитатели нарушили правила и отпустили малышей со старшей сестрой, которой всего-то 14 лет. Почему, спросите вы? Да потому, что в этой семье одна мама, которая работает в Екатеринбурге, возвращается поздно, когда садик уже закрыт. Вот и приходится старшей дочери забирать младших. Воспитатели знают ситуацию в семье, поэтому и идут навстречу маме, которой сложно вовремя попасть в детсад.

После случившейся аварии, в которой чудом не пострадали девчушки, воспитатели детсада решили провести общее родительское собрание, чтобы ещё раз напомнить родителям о том, что именно они несут ответственность за своих детей. Всех родителей оповестили о предстоящем собрании, время выбрали удобное - вечером, после работы. Воспитатели готовились, ждали, переживали… Вместо ожидаемых 20-25 человек на собрание пришло всего четверо, в их числе и мама юных нарушительниц. Что это?.. Жуткая занятость или нежелание лишний раз встречаться с воспитателями?

Скорее всего, родители не чувствуют своей ответственности, они считают, что и так всё знают. Ведь как чаще всего происходит: отдали родители ребёнка в детсад - теперь за него отвечают воспитатели; отдали в школу - пусть учителя за него отвечают. Да разве это правильно? Ведь единственные, кто отвечает за ребёнка в любой ситуации - это его родители. Неправда, что нужно постоянно читать нотации детям о том, как надо себя вести в той или иной ситуации. Мы, родители, постоянно учим ребёнка своим поведением, тем, как мы сами себя ведём.

Вот вспомните, как вы переходите дорогу: подошли к перекрёстку, на дороге машин нет, а горит красный. Многие ли из нас честно стоят в ожидании, пока загорится зелёный свет? Скорее всего, покрутим головой в разные стороны и поскорее перейдём, таща за руку своего малыша, приговаривая на ходу: «Мы с тобой сейчас быстро-быстро дорогу перейдём, но ты, когда пойдёшь один, так не делай - нельзя на красный свет дорогу переходить!» Что, ни у кого из вас не было такой ситуации? Ну, тогда ваш ребёнок точно знает, как нужно переходить дорогу.

Другой пример. Идёт малыш по улице с папой. У папы в одной руке сигарета, в другой - маленькая ладошка сына. Всё, докурил и, не задумываясь, бросает окурок на газон. Потом пачку пустую, пивную бутылку - туда же. Потом малыш бросит бумажку от конфеты себе под ноги - реакции у папы никакой. Ну, а когда захотят посидеть на лавочке, вдруг окажется, что она грязная. Вот уж тут папа развернётся вовсю: и хулиганы-то все, и мусорят, где попало, и кто только это делает? Стоит рядом маленький человечек, слушает, запоминает, как папа хулиганов ругает, взрослые слова учит. Представляете, чему научится?

Наверное, самих родителей нужно учить, учить тому, что именно они отвечают за своих детей. Все мы давно привыкли к фразе из «Маленького принца» Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили.» Конечно, многие могут не согласиться со мной - мол, детей мы не приручаем, мы их воспитываем. Да, и воспитываем тоже, но сначала приручаем. Носим на руках, потом водим за руку. И не только по дорогам, мы ведём за руку своего ребёнка по жизни. Какая у него будет жизнь, тоже зависит от нас, родителей. Это мы должны научить ребёнка жить в согласии с внешним миром; сделать так, чтобы этот мир стал добрым к нашему ребёнку, стал его другом, а не врагом. Конечно, это сложно, это требует работы - работы душевной, и прежде всего над собой, над своей ленью, нежеланием соблюдать какие-то правила, соблюдения которых постоянно требует от нас жизнь.

1 июня мы каждый год отмечаем Международный день защиты детей. Впервые этот день был проведён в 1950 году по решению Международной демократической федерацией женщин. И каждый год взрослые шутят: от кого защищать-то? Оказывается, от нас - взрослых. Несколько цифр статистики: в прошлом году насилию в России подверглись более ста тысяч детей, при этом 1,6 тысячи детей погибли от рук взрослых, а здоровью 2,4 тысячи был причинен тяжкий вред. Около 50 тысяч детей ежегодно сбегают из дома из-за жестокого обращения в семье…

Давайте будем беречь детей, и не только своих, но и соседских, да и просто посторонних. Беречь от жестокости, от несправедливости, от недоброго отношения и не только один день в году, 1 июня. И тогда с полным правом можно будет сказать: «За детство счастливое наше спасибо, родная страна!»