Ветхие дома на Шеелите всё ещё стоят

«Зареченская Ярмарка» №23 от 09 июня 2011 г.
Ветхие дома на Шеелите всё ещё стоят

Татьяна ГОРОХОВА

Своими глазами

«В соответствии с региональной адресной программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа Заречный подлежит сносу 59 многоквартирных жилых домов. Снос аварийных домов производится с 1 ноября 2010 года. На 8 апреля 2011 г. снесено 10 домов и еще 7 находятся в стадии разбора. Заключено 10 соглашений о разборе аварийных жилых домов силами бывших жильцов. Снос аварийных многоквартирных домов по ул.Коммунаров г.Заречный планируется завершить в срок до 31 мая 2011 года,» - так утверждал глава администрации Д.В Погорелов в середине апреля*. В то же время журналисты «Ярмарки» наблюдали несколько иную картину. По нашим данным, почти полностью было снесено всего 9 домов, из которых 3 разбирали бывшие хозяева. Ещё 2 тоже только начали разбирать бывшие владельцы. У одного строения естественным образом обвалилась крыша. Один дом начали разбирать ещё в ноябре, но так и не закончили. А потом куда-то пропали рабочие, с которыми был заключён договор на разбор домов. Об этом наша газета рассказывала ещё 31 марта 2011 года. Продолжая практику наблюдения за ситуацией своими глазами, мы решили посмотреть, что осталось от посёлка геологов в начале июня, тем более, что, по заверению сити-менеджера, все работы уже должны быть завершены.

Итак, воскресенье, 5 июня. В посёлке буйным цветом цветут яблони, сирень, вишня. За яркой зеленью и не разглядишь, что же здесь на самом деле делается. Но в ожидании ровной и чистой площадки, я как-то не сразу поверила глазам своим: многочисленные строения всё ещё продолжают оставаться на своих местах. И таких домов не один или два, а десятки…

Впрочем, признаки разборки всё же просматриваются. Вот первый дом: крыши нет, на высоком крыльце какие-то мешки, мусор, ненужные вещи… Лестницы к крыльцу уже нет. Чуть дальше, под огромной пихтой, дом уже почти разобран, перед ним лежат доски, целые секции забора, стоит какой-то шкафчик светлого цвета, причём целый.

Видимо, человек с фотоаппаратом - явление на Шеелите редкое, потому что ко мне тут же подошёл какой-то мужчина и пожилая женщина. Оказалось, мужчина - бригадир, а его рабочие разбирают постройки. Спрашиваю, почему так мало домов разобрано. «А Вы думаете, это так легко? - отвечает он. - Сначала не могли найти хозяев, а как без хозяев в дом заходить? Потом стали разбирать крыши - хозяева нашлись. Теперь вот этот дом разбираем (показывает), так здесь все брёвна ещё и скобами скреплены - на века строили! Конечно, можно пригнать бульдозер и, как Чапаев, шашкой рубануть. Только нам за работу денег не платят, мы разбираем дома и продаём стройматериалы - тут тебе деньги и на зарплату рабочим, поэтому в наших интересах разбирать всё аккуратно.» Действительно, все более или менее приличные стройматериалы в этой части посёлка аккуратно лежат на площадке - подходи, смотри, выбирай. Тут и объявление висит о продаже.

«Да кто же Вам сказал, что к концу мая надо все дома должны снести? - спросила меня пожилая женщина. - Мы тут все огороды посадили, ходим, поливаем. Нам мэр разрешил: сажайте, говорит, никто вам не запрещает.» Действительно, подумала я, Глава города у нас огороды сажает, а глава администрации дома сносит - разделение, однако. Но вслух ничего не сказала.

Едем дальше, хотя проезжать по дороге становится всё сложнее: перед домами лежат доски, секции забора, оконные и дверные блоки. На развалинах одного дома поразил шкаф со стеклянными дверцами (уже второй целый шкаф): кругом развалины, как после войны, а он стоит, как стойкий оловянный солдатик. Один дом убран, что называется, под метёлку - все доски вывезены, мусора нет, место сноса подметено. Видимо, сам бывший домовладелец свой дом разобрал. От других домов остаются кучи мусора, поломанные и сгнившие доски, какой-то домашний хлам. Сразу возникает вопрос: кто этот мусор будет вывозить и куда?..

По словам инженера-эколога ИП Костенко (полигон ТБО) С.Ф. Шваб, договора на вывоз и размещение отходов с Шеелита с ними никто не заключает, несмотря на то, что эта проблема неоднократно озвучивалась муниципалитету. Куда вывозится непродаваемый хлам - непонятно. Может, вообще не вывозится, а может, вывозится, но нелегально сваливается в каком-нибудь лесочке, порождая очередную мусорную кучу. С другой стороны, если не решать проблему с вывозом шеелитских останков, в конечном итоге вся территория может покрыться их ровным слоем. Останется лишь пригнать бульдозер и сровнять их с землёй. Пострадает ли от этого природа, экология? Это, в общем, дело специалистов. А я двигаюсь дальше. Огородное хозяйство предстаёт во всей красе: ровные грядки, молодая зелень. Вдалеке промелькнули двое мужчин явно неславянской наружности. И тут же жители жалуются, что нередко обнаруживают свои сараи и гаражи вскрытыми, сейчас вот первую зелень кто-то грядок вырывает. А что будет потом, когда картошка поспеет, ягоды разные?.. Рай, да и только.

Впрочем, конкретных сроков сноса домов уже никто не называет. Посему остаётся довериться лишь мудрой русской поговорке: обещанного три года ждут.

*- «ЗЯ» №15 от 14 апреля 2011 года.