Долгий путь к последнему пристанищу

«Зареченская Ярмарка» №16 от 21 апреля 2011 г.
На пути к последнему пристанищу

Любовь ФИРСТОВА

Все мы - люди, живущие в нашем скромном городке, разные. У нас различные взгляды на жизнь, на культуру, на веру и религию. Но есть один ритуал, оспаривать необходимость которого не станет никто, - это ритуал погребения усопшего. Так уж повелось с давних времён: «Из земли выйдя - в землю и уйдём». Впрочем, гораздо позднее эта простая истина обросла традициями и приобрела вполне чёткую нормативную основу на федеральном и местном уровне. И может ли сложиться ситуация, когда местный закон вдруг встанет против извечного обычая и последнего долга перед усопшим?

…Его звали Виктор Иванович. Его многие видели, ему многие подавали. Местный бомж без претензий со смиренно протянутой рукой частенько стоял у входа в зареченский Храм Николая Чудотворца или на крылечке «Весты».

В марте он поступил в терапевтическое отделение МСЧ-32 без документов, лишь сообщив при поступлении свои данные. Никто его не навещал, никому, кроме медперсонала, этот человек был не нужен. 5 апреля Виктор Иванович скончался. Вот тут и встал вопрос: кто должен организовать его похороны?..

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» «при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте, после установления органами внутренних дел его личности, осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти».

Первый звонок из зареченского морга поступил в ЗМУП «Доверие» в установленный срок. Оказалось, что именно «Доверие» в нашем городе является той самой специализированной службой, на которую возложены обязанности по погребению таких вот одиноких людей. Однако при разговоре выяснилось, что в условиях рыночной конкуренции ЗМУП «Доверие» работает практически себе в убыток, особенно когда дело касается подобных случаев. Ведь в последние годы, оказывается, погребение одиноких усопших, кроме установленной социальной выплаты в размере 4600 рублей, бюджетом никак не компенсируется. Отсюда и проблемы с транспортом, и небольшой штат и т.д. Хотя, по словам директора ЗМУП «Доверие» В.Г. Чебакова, эта похоронная служба от одиноких усопших никогда не отказывалась, пусть даже их погребение порой было связано с определёнными трудностями. Однако, на этот раз всё сложилось по-другому…

Коммерческие похоронные службы нашего города также не пожелали брать на себя заботу по погребению одинокого Виктора Ивановича. Оно, вроде бы, и понятно: 4 600 рублей - небольшая сумма даже для самых скромных похорон, а ведь все стараются «делать деньги» …

Время шло, а ситуация так и оставалась нерешённой. Письма в городскую администрацию оставались без ответа, а тело Виктора Ивановича продолжало покоиться в морге. В конце концов, медики были вынуждены обратиться к православной церкви, как к последней надежде на решение этой непростой проблемы.

Заботы по сбору документов взял на себя лично Отец Николай. Мотаясь то в Белоярку, то обратно в Заречный, он получал необходимые справки для погребения совершенно чужого человека. И пусть делать богоугодные дела Святому отцу положено по сану, но ведь есть люди, которым конкретно это дело было положено по закону! Ведь специализированные службы за все свои труды получат пусть и небольшую по современным меркам, но всё-таки денежную компенсацию! А Отец Николай хлопотал не ради денег и даже не за спасибо, а просто потому, что так - по-человечески. Потому что в кого же мы превратимся, если перестанем хоронить себе подобных, пусть даже одиноких и никому не известных?..

Две недели тело одинокого человека пролежало в морге. Его никто не хотел забирать и хоронить. Без прописки, без документов - зареченский муниципалитет не желал брать на себя такую обязанность. Но подумайте, можно ли приписывать бомжа, которым, по сути, был при жизни Виктор Иванович, к какому-то населённому пункту? Неужели будь он из Владивостока, пришлось бы вызывать похоронную бригаду оттуда? Да какая разница?! У него не было ни друзей, ни родных, его могилу некому будет навестить в Родительский день, а значит неважно, где она будет, но она непременно должна быть, хоть по христианскому обычаю, хоть по человеческой совести...

18 апреля, спустя 13 дней после смерти, тело Виктора Ивановича вместе с уже подготовленными документами забрала одна из частных белоярских похоронных служб - вроде бы сам Виктор Иванович говорил, что когда-то проживал на Мельзаводе. Наверное, там как-то иначе всё решается...