Вспоминая Чернобыль

«Зареченская Ярмарка» №15 от 14 апреля 2011 г.
Вспоминая Чернобыль

Эмма ГОЛОВЫРСКИХ

Со дня аварии на Чернобыльской АЭС прошло 25 лет. Трагедия, случившаяся тогда, в памяти народной останется навсегда. Помощь в ликвидации аварии оказывали всем миром. Участие в этом всенародном подвиге приняли и жители тогда ещё посёлка Заречный. Из 400 добровольцев, отправившихся в Чернобыль из Заречного, было более 80 работников отдела рабочего снабжения (ОРС) Белоярской АЭС. О том, как жили и работали в этих небезопасных командировках, рассказывают сами "чернобыльцы". Сегодня слово председателю ветеранской организации ОРС Нине Ефимовне Бурловой:

- В то время я работала помощником начальника ОРС БАЭС по кадрам. Одна из обязанностей - организация командировок. Все восприняли эту трагедию как свою собственную, почувствовали острую необходимость в оказании помощи Чернобылю в беде. Поехали туда специалисты-атомщики и, по приказу УРСа Минатомэнерго, работники ОРС. Одни - на ревизию товарно-материальных ценностей, другие - кормить армию ликвидаторов, приехавших со всей страны. Поступала, к примеру, разнарядка - направить в командировку бригаду из 31 человека: 18 поваров, 9 кухонных рабочих, по одному заведующему столовой и производством, калькулятор, буфетчица. Именно в таком составе и к определённому числу. Добровольцев было много, но трудность заключалась в том, что кроме санитарной книжки нужно было иметь допуск и по другим параметрам (отсутствие беременности, к примеру). Надо было так подобрать состав, чтобы не оголить наши предприятия общепита. Поэтому мойщиц посуды, кухонных рабочих комплектовали из продавцов промышленных товаров, фасовщиков, кассиров, диспетчеров, машинистов аммиачно-холодильных установок. Но всё равно тем, кто оставался здесь, приходилось работать с двойной нагрузкой. Работали в Чернобыле по 14 18 часов в сутки, кормили по 800 человек в день. Не изменяли традициям ОРС БАЭС, хотели быть лучшими! Умудрялись и там проводить дни национальных кухонь: украинской, белорусской, казахской и т.д., ведь в ликвидации аварии принимали участие люди всего нашего тогда ещё не распавшегося Союза.

Срок командировки - 15 дней. Наших посланцев сменяла вахта ОРСа другой АЭС, и так по графику. Когда в каком-то из них не могли набрать полный кухонный состав бригады, снова обращались к нам, и мы доукомплектовывали их нашими людьми. Иногда сроки удлинялись до 20 - 35 дней. Многие побывали там дважды, некоторые - по 3 раза: Волкова Н.В., Гуляева Л.И., Куклина Л.А., Курдюкова Н.Ю., Кулизнёва Г.Н., Симонова Г.И., Худякова Л.И., Ширыкалова Р.В., Звольская Л.М.

Тогда при отправке в командировку в Чернобыль никто не думал ни о каких наградах и льготах. Насколько мне помнится, об этом впервые заговорили в 1991 году. Потребовали списки чернобыльцев, а к ним командировочные удостоверения, табеля выходов - часов работы. Но так как строго соблюдались сроки хранения документов, к 1991 году были уничтожены все командировочные, естественно, и чернобыльские за 1986 - 1987 г.г. (срок хранения командировочных документов 3 года). Впоследствии было выпущено много законов по защите прав пострадавших от чернобыльской аварии, но они так часто менялись и редактировались, что измученные и уставшие в борьбе за справедливость люди один за другим уходили из жизни, так и не дождавшись исполнения решений этих законов.

Вечная память всем, кто отдал свою жизнь, защищая мир от атомной стихии. Их имена будут занесены в книгу Памяти совета ветеранской организации ОРСа. Всем нам пожелания добра, счастья и мира!