Очередной косяк пенсионщиков

«Зареченская Ярмарка» №11 от 17 марта 2011 г.
Очередной «косяк» пенсионщиков

Эмма ГОЛОВЫРСКИХ

Из зала суда

Ошибки бывают у каждого. Надо только научиться делать из этого выводы, признаваться в том, что «накосячил». И если обидел другого человека словом или действием, стоит найти мужество и извиниться. В личных отношениях чего не бывает… Но если ты на посту государственном и от тебя пострадал тот или иной гражданин, в лепёшку расшибись, но исправь положение. У нас же налицо факты, когда чиновники настолько уверены в своей правоте, что им даже суд не суд - идут в своей упёртости до «победного». И, как правило, народной молвой бывают приговорены к позору. Ошибся - чего уж форс держать, перечитывай гору литературы, инструкций по своему профилю, доказывай аргументировано свою правоту. Одним словом, чиновник должен быть с мозгами: знать то, за что получает зарплату, видя в очередном посетителе не жалкого просителя, над которым можно порой и покуражиться, но прежде всего Гражданина, которого обязан качественно обслужить. Человек государственный права на ошибки, можно сказать, не имеет. Уж больно дорого они обходятся нам, простым зареченцам...

Сегодня вновь пойдёт речь о Пенсионном фонде Заречного. Всего месяц назад мы писали о том, что по его вине пострадала женщина: ей не дали возможность вовремя выйти на досрочную трудовую пенсию. Положительное решение было выдано аж через 7 лет после положенного срока! Содержание нового гражданского дела один к одному - иск гражданина к Пенсионному фонду «о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии».

Итак, в Заречный районный суд обратился рабочий одного из цехов Белоярской АЭС, чья деятельность была связана с ремонтно-строительными работами в помещениях 1, 2 и 3 блоков станции. Когда ему исполнилось 50 лет, он пошёл в Пенсионный фонд с заявлением о досрочном назначении ему трудовой пенсии. И получил отказ. Причина, на которую сослались сотрудники фонда, в том, что демонтажные и ремонтно-строительные работы не могут выполняться постоянно, а потому, мол, администрация БАЭС должна была вести учёт фактически отработанного времени в условиях радиационной вредности. Работодатель не подтвердил фактическую занятость рабочего в этих условиях, потому ему в назначении пенсии и было отказано.

Льготный период, дающий право на пенсию в 50 лет, у данного рабочего - с марта 1995-го по сентябрь 2008 года. На протяжении этого времени предприятие не переходило на работу при неполном рабочем дне, не работало в режиме неполной рабочей недели, так же как и не было вынужденных оплачиваемых простоев. Рабочий не находился в вынужденных отпусках без сохранения зарплаты по инициативе работодателя. Не было периодов, исключаемых из специального трудового стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости лет. Все эти аргументы в письменной форме изложены руководителем предприятия. Эта справка, а также ещё одна, заверенная шестью подписями ответственных лиц БАЭС, была выдана рабочему в сентябре 2008 года. Но впечатления на пенсионщиков эти документы не произвели - фонд счёл свою позицию правомерной. В 2010 году рабочий обратился в Заречный районный суд

Исследовав материалы, выслушав стороны в судебном заседании, суд нашёл, что иск рабочего следует удовлетворить по следующим основаниям.

Трудовая пенсия по старости назначается мужчинам ранее достижения ими возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, и имеют страховой стаж не менее 20 лет*. При этом применяется Список №1, утверждённый Постановлением кабинета Министров СССР**. В нём, в разделе «Атомная энергетика и промышленность», имеется позиция, в соответствии с которой право на досрочную трудовую пенсию имеют рабочие, специалисты и руководители, выполняющие монтажные, демонтажные и ремонтно-строительные работы внутри промышленных зданий и сооружений в условиях радиационной вредности - за фактически отработанное время. То есть постоянно, в течение полного рабочего дня. Полный рабочий день в условиях труда, предусмотренных Списком №1, - не менее 80% рабочего времени.

В Пенсионный фонд претендент на досрочное назначение пенсии обратился за два дня до своего 50-летия. Отказ получил через 18 дней, при этом общий страховой стаж у него составил 29 лет 6 месяцев и 20 дней (напомним, он должен быть не менее 20 лет). И стаж его работы во «вредных» условиях - более 13 лет. Суд счёл необходимым права рабочего восстановить и обязал Пенсионный фонд назначить и выплачивать ему досрочную трудовую пенсию, начиная с 14 сентября 2008 года - с момента возникновения у него права на это. Решение фонда от 30 сентября 2008 года об отказе в его просьбе признано незаконным.

На это решение последовала кассационная жалоба Пенсионного фонда в областной суд. Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда оставила данное решение без изменения, отметив, в частности, что «доводы жалобы выводов суда не опровергают и не являются основанием для отмены решения суда». Так что героя моего сегодняшнего материала остаётся только поздравить.

*Пп.1 п.1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

**№10 от 26.01.1991 г. «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение.»