Жажда свободы

«Зареченская Ярмарка» №46 от 18 ноября 2010 г.

Об этом нашумевшем убийстве год назад говорил весь Заречный

Эмма ГОЛОВЫРСКИХ

Из зала суда

В начале ноября этого года состоялся суд над молодым человеком, лишившим жизни родную мать. На момент преступления ему было лишь 17 лет. Суд приговорил его к 6 годам лишения свободы с отбыванием срока в колонии общего режима.

Известно, что основы норм поведения усваиваются ребёнком до 5-летнего возраста. Не зря говорят: воспитывай дитя, пока оно лежит поперёк лавки, потом будет поздно. Похоже, нечто такое случилось и с этим парнишкой. Он родился в полноценной семье и был единственным ребёнком. Ему было всего 2 годика, когда родители разошлись. Мама вышла замуж снова, ребёнок потянулся к отчиму, стал называть папой. Но не прошло и трёх лет, как «каменная стена» рухнула – отчим умер. И тогда в семью пришёл новый мужчина. Все трое жили под разными фамилиями. С первых лет совместной жизни лёд внутри парнишки второй отчим растопить так и не сумел, хотя, как говорят многие, очень пытался это сделать. У мальчишки осталось твёрдое убеждение, что «мама всегда встаёт на его сторону». Хотя мужчина и вправду был сторонником твёрдых мер в воспитании.

Заикание, возникшее у мальчика в раннем детстве, так и не прошло. Бывало, он говорил во сне, вздрагивал при засыпании. Учёба давалась нелегко. Его поведение зависело от ситуации: при усталости, обиде становился требовательным и даже агрессивным. Это проявлялось, скорее всего, в начальных классах. Потом внешне поведение изменилось в лучшую сторону. В старших классах школа уже видела его активным, артистичным участником школьных спектаклей и городских спортивных соревнований. В летние каникулы он с удовольствием работал вожатым на детских площадках. К родным матери в соседний город всегда ездил с большим желанием.

Вот как родные вспоминают об этих приездах: «Когда они приезжали вместе, то мать и отчим всё время его одёргивали, высказывали претензии по любому поводу. Депрессии у него не видели, но иногда был задумчив, ничем это не объясняя.» «Порой жаловался на взаимоотношения в семье. Мать ему уделяла внимания меньше, чем отчиму. Тот запрещал приводить домой друзей». «В семье его тотально опекали, контролировали каждый шаг. В их присутствии он всегда был напряжён.» «Вообще-то он стеснительный и послушный. Мать он любил, а вот с отчимом отношения были не самые хорошие.»

В прошлом году парнишка поступил на внебюджетной основе в вуз, стал студентом. Одновременно начал учёбу в Заречной юношеской автошколе. Впереди была хорошая перспектива, большая взрослая жизнь, где всё зависело от него самого. Деньги на учёбу выделялись, по утрам и почти всегда по вечерам отчим привозил его в Екатеринбург и обратно.

… Но наступил тот роковой ноябрьский день. Вот как об этом расскажет потом он сам. Из Екатеринбурга приехал домой на маршрутке, после первой учебной пары. Дома никого не было. Посмотрел футбол по телевизору, прошёл на кухню, взял нож, чтобы убить мать и отчима: «Я хотел их убить, потому что мне хотелось Свободы, а они мне указывали, что надо делать, а что не надо.» Положил нож себе в сумку, чтобы никто не увидел. Пришла мама. Разделась в коридоре. Спросила, как он добрался домой. Переоделась, позвала на кухню. Поел, вернулся в свою комнату и стал собирать тетради к следующему учебному дню. Мама спросила, есть ли у него грязное бельё – отнёс ей джинсы, кофту и носки. Она стала собираться на тренировку по аэробике. Стоя в коридоре у зеркала, надела куртку и обувь…

… Он подошёл и ударил её ножом в спину. Она закричала, повернулась к нему лицом – снова ударил, выше пояса. Потом ещё… Мама присела на пол, сильно застонала, по полу растекалась кровь. Он ушёл к себе в комнату. Стал думать: зачем это сделал? Заплакал. Потом вышел на балкон, покурил, взял полотенце и решил вытереть кровь на полу – отчим не должен был увидеть следов. Затащил маму в ванную комнату на предварительно разложенное на пол одеяло. Зазвонил мамин сотовый телефон – ответил отчиму, что мама на тренировке, а он её ждёт. Отчим сказал, что едет домой. Дождался. Тот, войдя, спросил, что он делает дома и почему так нервничает. В ответ – удар ножом в бок («за то, что постоянно ругал»). Отчим вырвался и побежал на улицу, но упал на лестничной клетке спиной на ступеньки. Получил удар ножом в лицо – ручка ножа слетела. Выбежали соседи, но оба сказали, что всё в порядке. Поволок отчима домой, где тот на время отключился. Вышел в коридор, нашёл лезвие и с ним накинулся на очнувшуюся жертву. На вопрос «Где мать?» показал, открыв дверь ванной комнаты. Отчим просил остановиться, перехватив лезвие. Послушался. Помог сесть в машину, оба отправились в больницу. Отчим остался, а юношу увезли сотрудники милиции.

Потом он откажется от сказанного. На суде заявит, что убийца не он, а отчим. Суду (судья Н.К. Мусафиров) пришлось проделать огромнейшую работу, чтобы установить истину, доказательно опровергнуть доводы подсудимого и его защиты. Новая версия не имела под собой никакой почвы. В том числе и мотива преступления. Ведь с этим убийством мужчина остался как без жены, так и без квартиры, машины, имущества – всё наследовали родственники. А получивший независимость юноша сел за решётку, сам себя сделав круглым сиротой. Вот что может сделать с людьми жажда Свободы.