Чудеса муниципальных конкурсов

«Зареченская Ярмарка» №45 от 11 ноября 2010 г.
Что такое «Муниципальный конкурс»

Любовь ФИРСТОВА

Не так давно я общалась с другом, предпринимателем, владельцем салона компьютерной техники. Парень был очень расстроен. На вопрос «Что случилось?» ответил, что проиграл муниципальный конкурс на поставку компьютерной техники для нужд города. «Ну, значит, ты, наверное, цену загнул. Попробуй в следующий раз,» – я постаралась его успокоить, как могла. «Понимаешь, - говорит, - Не все так просто. Я – профессионал. Я знаю, что им нужно, и какая техника подойдет. Я предложу её с соответствующим сопровождением и техническим обслуживанием. И по соответствующей цене. А кто-то другой просто укажет меньшую цену и выиграет этот конкурс. Думаешь, они там в характеристиках компьютеров разбираться будут? Кто меньше денег попросит – тот и молодец!»

В памяти всплыли безрадостные картинки результатов подобных конкурсов. Сообщения о них не раз мелькали на страницах городских СМИ. Тут и войны за местное кладбище, от которых неоднократно страдали ни в чём не повинные жители, и безобразные ремонты дорог (вспомните историю с участком Курчатова - Кл.Цеткин), и недавняя история с трёхмесячным закрытием детского сада «Звёздочка». Но в чём же причина? Неужели в том, что конкурс на муниципальный заказ непременно выиграет тот, кто запросит меньше? Честно говоря, мне, как юристу, такая позиция непонятна. Муниципальный конкурс – вещь серьёзная, наверняка всё должно быть максимально подробно регламентировано в действующем законодательстве. В чём же причина сбоя?

Для начала стоит вчитаться в закон, а конкретнее, в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Именно он является базовым и определяет все отношения, связанные с проведением муниципального конкурса. Не буду перегружать вас, дорогие читатели, излишним анализом правовых норм, скажу лишь, что проведению и процедурам конкурса уделено довольно много внимания, подробнейшим образом регламентировано практически всё. Короче, всё ясно и понятно, пока не дошла до статьи 28 «Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе».

Итак, первым и главным критерием для определения лучших условий исполнения контракта названа цена. Все остальное - в смысле, качество - должно содержаться в соответствующей нормативной документации и оцениваться комиссией. Будь мы где-нибудь в цивилизованной Европе, это все непременно работало бы. И несчастный юрист муниципального учреждения убился бы, но разработал дотошную и наиподробнейшую такую конкурсную документацию. В результате конкурса муниципалитет получил бы именно то, что ему нужно. Но мы живем в России – стране болезненной экономии, которую мы, по дурости своей, называем экономикой. И для нас гораздо важнее обойтись малыми затратами. При этом абсолютно не учитывается, кто такой этот участник конкурса, что конкретно он предлагает, и за счёт чего его цена вдвое ниже, чем у конкурентов. Уже потом выясняется, что в понятие «уборка территории городского кладбища» не вкладывалась расчистка дорожек от снега. Потом выясняется, что низкая цена на проведение ремонта дороги связана с тем, что дыры хотели залатать тяп-ляп. Потом выясняется, что в цену на поставку офисной техники поставщик не собирался включать техническое сопровождение и постгарантийное обслуживание. И тут все, разумеется, начинают охать, качать головами и сетовать на несовершенное законодательство, которое просто не позволяет провести конкурс как следует…

Знаете, когда я ещё училась на первом курсе юрфака, один очень уважаемый профессор сказал нам чудесную фразу: «Дуракам закон не писан, если писан – то не читан, если читан – то не понят, если понят – то не так!» Думаю, с законом о государственных и муниципальных заказах именно тот случай. Точнее, даже не так. Просто для того чтобы подготовить конкурсную документацию, позволяющую избежать неприятностей, описанных выше, нужно потратить уйму сил и времени, изучить кучу специальной информации, пообщаться с толпой специалистов и разобраться в технических и технологических деталях. Далеко не всегда у разработчиков муниципальных конкурсов на это есть время, силы и, чего греха таить, желание! Поэтому, руководствуясь нужным образом прочитанным законом, все идут по пути наименьшего сопротивления, выставляя приоритетным критерием оценки заявки цену контракта малосвязанную с качеством работы или услуги.

…И зря я, наверное, обнадёживала своего друга – предпринимателя.