Наперекор судьбе

«Зареченская Ярмарка» №30 от 29 июля 2010 г.
Наперекор судьбе

Всегда оставаться человеком

Елена ПАРАСКИВИДИ

Наперекор судьбе

Валентине Басмановой сейчас 22 года. Многие из её бывших одноклассников закончили техникумы и институты, завели семьи, родили ребятишек, работают - в общем, живут и радуются жизни. У Вали ничего этого не случилось. Нет, сначала всё было хорошо. Она окончила школу, поступила в УПИ, была даже одной из лучших студенток в группе. А потом Валя стала слепнуть. Это произошло не вдруг. В детстве, когда родители уехали работать на Север, Валя жила у бабушки в деревне. Вот тогда и заболели у неё глаза. Валентина помнит, что бабушка называла эту болезнь «куриной слепотой». Что это такое, девочка не знала, но регулярно ездила с бабушкой на обследование и лечение к врачам. Они помогли Вале, вернули полноценное зрение, и она забыла о своей болезни. Как оказалось, болезнь лишь «заснула» на время и напомнила о себе в самый неподходящий момент.

- Я тогда окончила 1-й курс, записалась с подружкой в студенческий стройотряд, - рассказывает Валентина. - Помню, как мы торопили дни до отъезда с однокурсниками в Якутию. Однажды я шла по улице, и вдруг у меня всё потемнело в глазах, появилась боль, и я на какое-то мгновение потеряла зрение. Я очень испугалась, но постепенно всё вокруг стало светлеть, боль отступила. После этого подобные приступы стали повторяться всё чаще и чаще. Со стройотрядом я, конечно, никуда не поехала. Мама и отец возили меня по врачам, лечили, не жалея денег, но ничего не помогало. Наступало незначительное улучшение, появлялась надежда, а потом зрение стало катастрофически падать, да и врачи в Москве сказали, что помочь мне не смогут. Пришлось взять академический отпуск в институте, а впоследствии и вовсе подать заявление об отчислении.

Болезнь прогрессировала и в результате я почти совсем потеряла зрение. Мир, который всегда казался мне интересным и огромным, превратился в маленький, ограниченный пределами двухкомнатной квартиры мирок. Несбыточными стали мечты об учёбе, о путешествиях, о любви, о свадьбе, которую так ждут все девушки, о своей семье и детях. Родители очень жалели меня, особенно папа. Думаю, что он рано умер только потому, что очень переживал из-за моей слепоты, волновался за моё будущее. Он не переносил моих слёз, а я постоянно плакала, мне было жаль себя. Однажды я поняла, что «раскисать» нельзя, что из любой ситуации можно найти выход и надо всегда оставаться человеком, что слезами горю не поможешь и надо жить дальше.

Однажды вечером к нам, как обычно, зашла соседка Клара Сергеевна. Она подарила мне мягкие тапочки, которые связала сама. У меня тогда ещё частично оставалось зрение, все предметы вокруг я видела как в густом тумане. На другой день я попросила её показать мне, как вяжутся такие тапочки. Как говорит Клара Сергеевна, я была очень понятливой ученицей, и всё схватывала буквально на лету. Постепенно я научилась вязать мочалки из синтетических ниток, шарфы, шапочки, береты, шляпки с полями, пинетки для маленьких детей. Всё, что я связала за прошедший год, я подарила родным, знакомым, соседкам. Мне даже не пришлось тратить деньги со своей пенсии по инвалидности на подарки родным и соседкам. Я сделала их своими руками, купив в магазине только пряжу. Мама сейчас рада за меня, но она не разрешает мне много сидеть со спицами, говорит, что я напрягаю глаза, но я смеюсь и с гордостью называю себя профессионалом в вязании - ведь вяжу я на ощупь. Теперь моя жизнь стала намного интереснее. Я узнаю новые узоры для своих изделий и очень радуюсь, когда они нравятся тем, кому я их дарю. Значит, и в моей нынешней жизни есть смысл, если я ещё могу подарить кому-то радость.