Кочегар против котельной

«Зареченская Ярмарка» №29 от 22 июля 2010 г.
Из зала суда

«Товарищ, я вахты не в силах стоять», –

сказал кочегар кочегару…

Эмма ГОЛОВЫРСКИХ

Из зала суда

Бывают случаи, когда люди гробят своё здоровье из-за невыносимых условий труда - именно такая история приключилась с кочегаром угольной котельной в посёлке Шеелит.

Работодатель – небезызвестное ЗМУП «ЖКХ сельской территории» - не очень–то заботился о людях. При принятии на работу кочегара не ознакомили с правилами технической безопасности, с инструкцией для машиниста (кочегара) котельной, он не прошёл стажировку. Одновременно он выполнял обязанности зольщика, которые не были предусмотрены трудовым договором (только после вмешательства прокурора совмещение было оформлено приказом).

К работе кочегар приступил в начале отопительного сезона, с 19 сентября 2008 года. Оказалось, что котельная к сезону не готова - один из котлов протекал. В результате весь пол помещения заливался водой, а наш кочегар постоянно промокал, стоя в стылой воде. На его просьбы принять меры мастер не реагировал. А морозы тем временем крепчали. 9 февраля 2009 года он пришёл утром на работу здоровым, а закончил смену с высокой температурой. Стоя, как всегда, в холодной воде, он основательно вымок, при этом ещё приходилось выходить на мороз долбить уголь, заносить его в помещение. Помимо этих страданий у работника перекосило лицо. Врач подтвердил - заболевание связано с переохлаждением на рабочем месте. Диагноз оказался неутешительным: «нейропатия лицевого нерва с максимальным поражением лобной и носовой веточки лицевого нерва и заболевание от переохлаждения». К тому же длительное нахождение в воде привело к острому бронхиту и острому коньюктивиту. После лечения заметного выздоровления не произошло: онемение лица осталось, лицевой нерв не восстановился. Пострадавший обратился по поводу всего этого в прокуратуру и государственную инспекцию труда. Частично, после проверки, выявленные нарушения были устранены. Однако расследования несчастного случая не сделали. Работодатель, пресловутое ЗМУП «ЖКХ сельской территории», увидел причину случившегося в халатном отношении к своему здоровью… самого пострадавшего.

Кочегар обратился в суд о признании заболевания несчастным случаем на производстве, взыскании компенсации морального вреда, а также расходов на лечение и судебных издержек. 6 мая 2010 года Заречный районный суд удовлетворил исковые требования истца частично. Помимо предъявленных сумм затрат в его пользу было решено взыскать со ЗМУП «ЖКХ сельской территории», в счёт компенсации морального вреда 200 тысяч рублей (кочегар просил больше), а в общей сложности получилось 228 тысяч 927 руб. 92 коп.

Но с таким решением не согласились как ЗМУП, так и прокурор. Они сочли неправильным признание заболевания кочегара несчастным случаем на производстве, а также, по их мнению, необоснованно высоким размер компенсации. Последовали кассационные обращения в вышестоящие инстанции.

17 июня судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда рассмотрела данное дело, а также поступившие в кассационном порядке жалобу ЖКХ и представление прокурора, определила: «Решение Заречного районного суда от 6 мая 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика ЗМУП «ЖКХ сельской территории», кассационное представление Белоярского межрайонного прокурора – без удовлетворения.» Закон оказался на стороне рабочего, потерявшего здоровье и не пожелавшего мириться с несправедливостью.