Всё для фронта

«Зареченская Ярмарка» №15 от 15 апреля 2010 г.
«Всё для фронта, всё для победы

Елена ПАРАСКИВИДИ

к 65-летию Победы

Долгие и тяжёлые 4 года Великой Отечественной войны… Их никогда не забыть тем, кто воевал, кто голодал в тылу, но работал днями и ночами у станков и на колхозных полях, приближая Победу. Свои воспоминания о том времени нам прислали ветераны ОРС БАЭС. Это труженики тыла Е.Е. Останина, Ф.Е. Бубнова, Т.М. Бутко, М.И. Сластухин, дитя войны П.Р. Демьянова. Всего в этой организации 21 труженик тыла и 14 детей войны. Сегодня мы печатаем их воспоминания о детстве, которое навсегда отняла война.

Анна Ивановна Болева: «Когда началась война, я работала в колхозе. С 13 лет приходилось делать всё: работать на ферме, полоть, косить, боронить, вязать снопы, молотить, возить сено и дрова на лошадях. В 1941 году я стала работать прицепщиком на тракторе, а зимой 1942 года окончила курсы трактористов. Просилась на фронт, но меня не взяли. Работа в колхозе была невыносимо тяжёлой. Тракторы заводились верёвкой, а сил не было. Не хватало запчастей, тракторы часто ломались. Ремонтировали их сами, помогали друг другу, ведь трактористами тогда работали женщины да подростки. По ночам мыли запчасти в чане с кипятком, снова собирали их и в 5 часов утра выезжали в поле. Работали допоздна. Из еды - похлёбка, забеленная молоком, собранные колоски, ягоды, грибы. Ели траву: лебеду, крапиву, пиканы. Выручала картошка. Так и выживали».

Мария Петровна Уфимцева: «В первый год войны хлеб на полях убирали одни женщины да подростки. Мне тогда было 15 лет. После школы все ребята шли работать на токах. Надо было крутить веерки, да откуда у детей силы на это? Некоторые предметы в школе вообще не преподавались. Вместо военного дела изучали вождение трактора, вёл этот урок фронтовик без одной руки. Дрова для школы мы тоже заготавливали сами. Летом работали прицепщиками на посеве, потом на уборке хлеба. Жили в бараках, спали на нарах, на мешках, набитых соломой. Раз в месяц девочек отпускали домой помыться. Хлебные карточки подолгу не выдавали, а тех, кто трудился в колхозе, кормили очень плохо. На работе сильно уставали, но не уходили с поля, работали дотемна. Жизнь в войну была голодной, холодной и страшной».

Фёдорова Зинаида Григорьевна: «Военное лихолетье стало тяжёлым испытанием для детей. В 1942 году отца забрали на фронт, вскоре умерла сестрёнка, и нас у мамы осталось двое – я и брат. Мать работала целыми днями на лесоповале, а мы с братом сажали картошку, пололи, потом копали её. Когда началась война, мне было всего 3 года, но я во всём помогала брату. А когда он уехал учиться в ФЗУ, стала управляться по дому одна. Мать будила меня рано и наказывала, что сделать за день. В школу я не ходила – не было одежды и обуви. Питались скудно, ели картошку, овощи с огорода. Мама получала маленькую зарплату, зимой спасались паренкой из свёклы, репы и брюквы. Вспоминаю сейчас те годы и удивляюсь, как мы тогда выжили?»

Колтакова Анна Кузьминична: «Когда началась война, закончилось моё детство. Отец ушёл на фронт, а я после 4-х лет учёбы покинула школу и стала полноценной колхозницей. Летом, как и все дети, занималась прополкой посевов. Осенью мы выходили на уборку картофеля, овощей, потом возили урожай на лошадях в колхозные склады. Питались крапивой, щавелем, остатками льняного семени. В поле нельзя было взять даже хвостик моркови, с этим было строго, да и отец приучил не воровать. После уборки урожая молотили овёс, рожь и пшеницу в гумне, метали сено и возили его на колхозный двор. Когда исполнилось 16 лет, сельсовет направил меня на лесоповал. И так 3 года изнурительного труда. Такое нам выпало детство».