Религия в школе

«Зареченская Ярмарка» №14 от 08 апреля 2010 г.
Религия и школа

Школа и религия

Татьяна ГОРОХОВА

В последней четверти школьного года учеников четвёртых классов Заречного и всей Свердловской области ожидает нововведение: целых два урока в неделю они будут изучать новый предмет под названием «Основы религиозных культур и светской этики».

Этот курс в рамках эксперимента введён в школьную программу по инициативе президента А.Медведева, в эксперименте участвуют 18 регионов России, среди которых и Свердловская область. Курс включает в себя 6 так называемых модулей: история и культура православия, ислама, буддизма и иудаизма, основы мировых религий и светская этика. Как рассказала нам О.В. Киселёва, начальник информационно-методического отдела Управления образования, в конце сентября – начале октября на школьных собраниях родители четвероклассников смогли выбрать тот модуль, который им больше понравился. Тогда же были заказаны учебники по новому предмету. В дни весенних каникул 18 зареченских учителей осваивали новый курс в Екатеринбурге, чтобы потом передать полученные знания своим ученикам.

Что же это за новый предмет? Судя по названию, можно предположить, что школьников решили обучить основам различных религиозных направлений. Такие же опасения высказывали и родители школьников, когда им было предложено выбрать конкретный модуль нового предмета. Однако их опасения были напрасными. Как пояснила Ольга Владимировна, школьники будут изучать духовные ценности и нравственные идеалы в каждой религии. В основе курса, как считает Ольга Киселёва, лежат культура и мораль, заложенные в любой религии.

- Конечно, - рассказывает она, - некоторые родители выражали недоумение по поводу того, что детей будут учить основам религии. Но курс этот рассчитан на общее развитие ребёнка. Скорее, это нравственное воспитание личности. Два новых часа в учебном расписании несколько увеличат нагрузку на школьников, некоторым школам придётся вводить 6-ти дневную учебную неделю.

Учиться дети будут по новым учебникам, также в каждом классе будет одна книга по этому курсу для родителей, чтобы они могли знать, чему же учат их детей. Преподавать новый курс будут учителя, а не представители религиозных конфессий. В школе это недопустимо.

Так или иначе, начальные сведения о религиях дети и раньше получали: в учебниках литературы есть отрывки из библии, в курсе истории тоже изучаются события, связанные с непосредственным влиянием той или иной человеческой веры. Так зачем же нужен отдельный предмет? Своим мнением по этому поводу поделился директор школы №2 Б.В. Ставрати:

- Введение нового курса в учебный план школы вызывает некоторое недоумение: уже 5 лет в нашей школе преподаётся курс МХК – мировой художественной культуры, в котором есть и история религии. Кстати, у нас есть договор со специалистами Екатеринбургской Епархии, курс лекций по религии читали у нас отец Николай, отец Максим. Но этот курс рассчитан на учеников 10–11 классов, когда у детей уже сложилась картина миропонимания, когда у них уже зрелый ум. Считаю, что уроки МХК восполняют потребность в религиозном просвещении, а религиозное обучение, несомненно, должно идти в семье, через сеть школ – воскресной, православной. Кстати, всё это у нас в Заречном есть.

В введении нового курса много непонятного: например, мне кажется несколько неправильным выбор возраста школьников – 4 класс. Как смогут ученики начальной школы изучать светскую этику? Само название – светская – не соответствует возрастным особенностям детей, у них нет ещё жизненного опыта для изучения этого курса. Непонятно и то, почему нужно вводить новый предмет так быстро – за каникулы учителя должны были получить новые знания, освоить их и понять, как преподавать новое детям. Можно было сделать всё это и в летние каникулы.

Конечно, вопросов очень много. Но почти всех педагогов удивляет, если не сказать больше, скорость и напористость, с какими водится новый предмет в российские школы. Вообще, на мой взгляд, церковь в последнее время слишком активно внедряется в деятельность государства. В рождественские праздники все мы видим по телевизору, как первые лица государства всей семьёй ставят свечи и осеняют лоб у икон; Пасха стала у нас чуть ли не национальным праздником. Конечно, традиция печь куличи и красить яйца интересная, вкусная, да и семью объединяет за одним столом. Но всё-таки в первую очередь это праздник православный. А Радоница – первый после Пасхи родительский день? В последнее время многие предприятия и организации делают этот день укороченным, городские власти выделяют транспорт для перевозки людей на кладбище. Вроде бы правильно, по-христиански. Но чем заканчивается такое коллективное посещение могил, мы наблюдаем каждый год – толпы пьяных людей, горы мусора и бутылок. А ведь вера, соблюдение постов, молитвы, церковные обряды – глубоко личное дело, ни в коем случае не выставляемое напоказ.

А теперь скоротечно решили ввести курс изучения религии в российские школы. Что ж, остаётся лишь наблюдать, что из этого получится и к чему приведёт очередное реформирование нашего образования.