Наперекор судьбе

«Зареченская Ярмарка» №12 от 25 марта 2010 г.
Наперекор судьбе

Портрет жены на фоне неба

Елена ПАРАСКИВИДИ

Наперекор судьбе

Зареченец Иван Николаевич Катков никогда и нигде не выставлял своих картин, да и называет он себя не иначе, как художником по несчастью. В августе 1998 года, находясь в гостях в Арамиле, он отправился на дачный участок брата со своим сыном Андреем. Когда возвращались обратно, из-за поворота дороги неожиданно выскочил на большой скорости самосвал. Иван Николаевич успел оттолкнуть восьмилетнего сына в сторону и тем самым спас парнишке жизнь. А вот сам не смог увернуться от удара железной махины, которой управлял вдрызг пьяный водитель. Иван долго лежал в больнице, врачи ампутировали ему 3 пальца на левой руке и левую ногу по самый пах. Домой он вернулся инвалидом, еле доковылял на костылях до квартиры на 3-м этаже и заплакал, перешагнув порог родного дома, откуда уезжал здоровым и сильным. Жена Екатерина не стала утешать его словами, лишь гладила поседевшего Ивана по голове.

- Мне тогда было очень тяжело, - вспоминает Иван Николаевич,- и я запил, чтоб боль заглушить. Не физическую, нет, хотя нога, которую ампутировали врачи, болела страшно. Представляете, ноги нет, а она болит, ноет. Сильнее была боль душевная, оттого, что никчёмный я стал человек, ни на что не способный. Да и обузой для Кати и сына не хотелось становиться. Она молодая, красивая, могла бы себе здорового мужика найти. Однажды я даже сказал жене об этом, да сильно пожалел. Всегда спокойная Катерина так начала на меня кричать, что соседи на её крик сбежались. В общем, пил я, пока однажды не увидел, как мои Катя и Андрюшка плачут на кухне. Тихо так, как сироты, прижались друг к другу и плачут…

С того дня я не пью вот уже 12 лет. А как про водку забыл, рисовать стал. Однажды нашёл у Андрея в ящике письменного стола гуашь. Краски в пластмассовых баночках уже засохли. Тут же и кисточки были, старые, наполовину стёртые. Взял я лист бумаги, гуашь смочил, сел перед окном и стал рисовать. Вы знаете, Андрюшке как-то в 3-м классе велели овощи нарисовать. Он тогда меня попросил, а я не смог ни морковку, ни лук нарисовать. А тут смотрю, будто кто-то моей рукой водит. Магазин нарисовал, который напротив нашего дома стоит, улицу, деревья. Да так всё красиво вышло. Вечером показал Катерине с Андреем свои художества, а они удивляются, я ли это рисовал, знают ведь, что я кисть отроду в руках не держал, какой с меня художник.

С того рисунка всё и пошло. Катерина купила мне новые краски, кисти, бумагу и стал я пейзажи рисовать. Уйду на водохранилище, оттуда на Таховский бульвар, сяду на скамеечке и рисую. А потом Катя принесла холст и масляные краски. Решил я её портрет написать. Почему-то уверен был, что получится. И написал, да так, что каждый, кто взглянет, сразу узнаёт мою Катю. Нарисовал я её на фоне звёздного неба. Во-первых, её золотистые волосы и голубые глаза хорошо сочетаются с синим цветом небес, а, во-вторых, Катерина для меня как звезда, что вокруг её головы на картине, только во много раз ярче.

Благодаря ей я выжил после аварии, рисовать стал и духом не падаю, в саду с весны и до позднего лета работаю, даже грибы в лесу собираю и, конечно, рисую портреты, натюрморты, пейзажи. Кто видел, говорят, что здорово у меня это получается. Не все, конечно, знают, что это занятие помогло мне выжить. Хотя в том, что я живу и жить долго хочу, заслуга скорее не моя, а Кати и Андрея. Он сейчас в УПИ учится, на 3-м курсе, собирается жениться. Сын снабжает меня красками, кистями, холст покупает. А я думаю ещё пожить. Кто знает, может, когда-нибудь напишу портрет своего внука.