Воспоминание о пионерия

«Зареченская Ярмарка» №49 от 03 декабря 2009 г.
Пионер – всем пример

Пионер – всем пример?

Татьяна ГОРОХОВА

В прошлый раз наша газета вместе с ветеранами Заречного подняла тему возрождения Пионерии. Её поддержали сотни наших читателей, но были и такие, которые высказались против «пионерской организации». Такая позиция вполне объяснима. Ведь, по сути, в прошедшие годы перестройки, Пионерам в красных галстуках, с барабанами и горнами в руках уже так досталось от взрослых, что само это слово воспринималось чуть ли не за оскорбление. А давайте сегодняшним взглядом оценим, кем же были «пионеры», к чему стремились, за что боролись? Думаю, такая оценка может стать весьма интересной.

В Советском Союзе каждый школьник, достигая 10-летнего возраста, вступал в пионерскую организацию. В торжественной обстановке, в парадной форме – белая рубашечка, чёрная юбочка, белые банты в косах, перед всеми одноклассниками старшеклассники повязывали на шею красный галстук. «Как повяжешь галстук, береги его. Он ведь с нашим знаменем цвета одного…» - помните эти строки?

Какое это было радостное событие, ведь принимали не всех, отбирали лучших – в учёбе, спорте, за какие-то заслуги. И с какой гордостью новоиспечённые пионеры смотрели на своих одноклассников, не доросших до звания пионера. Конечно, сейчас над этим фетишем можно и посмяться, но что плохого было в том, что школьники старались лучше учиться, старались активно участвовать в жизни класса и школы – выпускали стенгазеты, ходили в различные кружки, собирали металлолом и макулатуру, поддерживали ветеранов войны и помогали взрослым по хозяйству. Между классами, школами шли соревнования – кто сделал больше хороших дел, кто лучше учится. У детей от 10 до 14 лет был стимул к учёбе, они были заняты, после уроков не болтались по улицам. Помню, как утром, перед уроками, обсуждали статьи в газетах, как проводили политинформации – чтобы школьники знали, что делается в нашей стране и в мире.

После перестройки всё старое огулом объявили плохим. Пионеров и комсомольцев отменили – дети, мол, у нас в стране заполитизированные (хотя, как мне кажется, это всё взрослые придумали, а пионеры ходили себе строем и не думали о том, как им плохо), ура, теперь у нас свобода!..

Прошло 20 лет. Ну, порадовались «свободе» и что в итоге? А в итоге дети, болтающиеся по улицам, ранний алкоголизм, курящие ученики на крыльце родной школы, наркомания и подростки, не верующие ни в честь, ни в совесть. В силу изменившихся законов дети после школы оказались брошенными: после уроков их отправляют домой, а в платные кружки и секции далеко не все могут ходить. С учителей сняли функцию воспитания, оставив только обязанность «давателей знаний».

Что самое интересное, в таком же положении находятся и нынешние ветераны – не хватает пожилым людям внимания, заботы, общения. Вспоминая прежние времена, они с радостью говорят о том, как им помогали пионеры – в деревне кололи дрова, носили воду, в городе ходили за продуктами, прибирали в доме. Теперь же ветераны остались без былого участия. От государства лишь открытки к празднику, а взрослые дети заняты своими заботами. Скорее всего, именно эти причины и заставили наших ветеранов вспомнить о пионерской организации.

Но возродить пионерию в том виде, в каком она существовала в прошлом веке, конечно, уже не удастся, - время другое, дети другие. Но подумать о том, как объединить детей и ветеранов общими интересами, никто не мешает. На мой взгляд, скорее всего, заставить всех детей Заречного вступить в какую-то общественную организацию не получится. Можно только предложить и увлечь. А для этого необходима специальная городская программа, где были бы чётко обозначены цели и задачи зареченской «пионерии».

Ещё один момент – по нынешним законам заставить детей работать сейчас нельзя. Конвенция о правах ребёнка запрещает использовать детский труд, в том числе и в школах. Это раньше выводили учителя своих воспитанников на весенние субботники, чистили скверы и городские улицы, ухаживали за лесопарками. Теперь же в случае, если ребёнок на субботнике нечаянно поднимет с земли брошенный наркоманом шприц, родители вполне могут обратиться в суд, чтобы наказать учителя. Школьникам, оказывается, и доску классную мыть нельзя, не то что остаться после уроков и прибрать весь класс, как это делали их родители в своём школьном возрасте.

Вообще, в школе сейчас складывается очень интересная ситуация: родители требуют, чтобы учителя ходили с детьми в походы, занимали их в различных кружках и секциях, - в общем, воспитывали и занимали детей в свободное от уроков время. А почему учителя должны в свой выходной день вести детей в лес, оставаться с ними после уроков, когда им эта работа не оплачивается? В общем, на учительский энтузиазм сейчас надежды нет – нынешнее прагматичное время заставляет думать о том, как прокормить свою собственную семью. Поэтому остаётся «энтузиазм» ветеранский. Пожилые люди вполне согласны взять на себя смелость научить маленьких зареченцев труду на общее благо, помочь разобраться в том, что такое хорошо – что такое плохо, привить понятия совести и чести на своих примерах из жизни. Правда всё это может основываться только на личном желании ребёнка и с согласия его родителей.

Остаётся надеяться, что местная власть не останется в стороне от процесса возрождения «пионерии». Ведь дети в возрасте от 10 до 14 лет – это как раз те дети, которые ещё не успели испортиться под влиянием суровой внешней среды. Именно их надо направить в нужное русло, чтобы затем не получить потерянное поколение. Ветераны Заречного верят в то, что и в нынешнее сложное время «пионер» может быть «всем ребятам пример».