Разговор с бывалым водилой

«Зареченская Ярмарка» №43 от 22 октября 2009 г.
25 ОКТЯБРЯ – ДЕНЬ АВТОМОБИЛИСТА

25 ОКТЯБРЯ – ДЕНЬ АВТОМОБИЛИСТА

НИ ГВОЗДЯ, НИ ЖЕЗЛА!

25 октября в России будет отмечаться День автомобилиста. Этот праздник, безусловно, сейчас очень популярный, так как в последнее время число автолюбителей выросло в несколько раз. Но, готовясь к сегодняшнему материалу, мне захотелось пообщаться именно с опытным водителем, настоящим фанатом автовождения. Дабы не обижать многих других зрелых и опытных представителей автомобилистов, назовём его Борисом Ивановичем или по-простому дядей Борей.

По словам Бориса Ивановича, как только он в детстве сел в машину, твёрдо решил, что будет водителем грузовика. И действительно, начинал он далеко не со скоростных иномарок. Первой машиной, которую наш герой самостоятельно и, кстати, довольно успешно пилотировал уже в 6 классе, был «Камаз» с бетономешалкой – знакомый отца на спор посадил его за руль. Позже, когда он учился в училище на тракториста, на практике юный Борис освоил не одного железного коня. Хотя у него не было прав, тогда ещё возраст не позволял, дядя Боря успел поработать стажёром и на тракторах Т-150, Т-82, и на гусеничном, и на ЗИЛах, и на «Газонах» (так шофёры до сих пор по-дружески называют грузовики марки ГАЗ.Прим. авт.).

Свой личный автомобиль Борис Иванович приобрёл уже после армии. Им стал старенький дизельный «Опель-Кадет». Успел дядя Боря поддержать и отечественного производителя – его «двойка» (ВАЗ 2102) и две «девятки» (ВАЗ 2109) не раз колесили по многочисленным дорогам нашей необъятной Родины. Сейчас наш герой называет «своей красавицей» сбывшуюся мечту – джип марки «Тойота».

- Но всё же я по-прежнему считаю, - говорит Борис Иванович, - что настоящий водитель должен уметь ездить на всём. С коробкой-автоматом и младенец может справиться. По мне, кто не знает, как обращаться с механической коробкой передач, тот почти ничего не умеет.

Если сравнить марки отечественных автомобилей и зарубежный автопром, какие машины, на Ваш взгляд, лучше?

- Иномарки. Тут просто без вариантов. К сожалению, отечественный автопром уже давно ниже плинтуса и, наверное, дойдёт до уровня, например, «Тойоты» только тогда, когда японцы будут вовсю летать на тарелках (смеётсяПрим. авт.). Получается как в анекдоте: «Русские спросили у японцев: «Насколько мы отстали от вас в плане производства автомобилей?» Те ответили: «Навсегда!»

Хотя, конечно, иномарка иномарке тоже рознь. К примеру, «Ниссан» и «Рено Меган» - это как небо и земля. Здесь каждый автолюбитель выбирает сам: за какую сумму машину купить, и на какую сумму её потом содержать – критериев оценки очень много.

Какие качества Вы цените в наших водителях, а какие черты, наоборот, очень раздражают на дороге?

- Я очень ценю взаимоуважение и взаимовыручку. Видели, наверное, что встречные машины, бывает, два раза фарами моргают? Так автолюбители предупреждают о том, что за поворотом притаился патрульный наряд ДПС с радаром. В наш век жёстких штрафов и волосатых лап это часто спасает. И меня такая помощь не раз выручала, так как я сам грешен – бывает, что на трассе скорость превышаю. Ещё уважаю водителей, которые едут грамотно, с умом и учитывают, что они не одни на дороге. Такие, не побоюсь этого слова, асы всегда заранее включат поворотник или условным морганием фары предупредят об опасности. На земле, как и в небе, всё решает личное мастерство.

К сожалению, в последнее время на дорогах всё чаще появляются водители-эгоисты, так называемые «крутые», любители быстрой езды. На самом деле это или папины сыночки и дочки, или избалованные жёны крутых бизнесменов. Такие ведут себя во время движения нагло, с вызовом, всегда превышают скорость (знают, что их отмажут), часто подрезают другие машины. Невдомёк им, глупым, что законы физики на дороге никто не сможет отменить - даже самые чокнутые «понты».

Расстраивает и то, что теперь большинство водителей - новички с небольшим стажем вождения. Так называемые «чайники» тоже часто создают аварийные ситуации. Кто-то вовремя поворотник не включит, то вдруг останавливаются во время движения, многие не умеют парковаться. Этими проблемами страдают и старики, и молодёжь, и многочисленные теперь водители-женщины. Сейчас для этой категории водителей есть специальные опознавательные знаки, но почему-то требуют только во время прохождения техосмотра. А я бы заставил ездить с такими табличками хотя бы первые три года после получения прав. Меньше было бы аварий, это точно.

Интересно, а для Вас всё-таки женщина за рулём – это обезьяна с гранатой?

- За всю свою жизнь я встретил только одну женщину, которая умеет водить. Она уверена в себе, знает и чувствует машину. Ехать рядом мне было спокойно только с ней. Я не хочу обидеть других, теоретически, есть дамы, которые дадут фору многим мужикам. Но у основного количества автолюбительниц я бы права всё-таки отобрал.

Основная проблема у нашего слабого пола вот в чём. Теорию вождения женщины учат назубок и знают её во сто раз лучше мужчин. Однако на дороге, то есть на практике, в любой, пусть даже и не экстремальной ситуации теряются, забывают все вызубренные правила и поступают с точности до наоборот.

Скажите, почему многие водители матерятся за рулём?

- Трудно ответить. Дорога, вождение – это всегда невероятное напряжение. Когда ведёшь машину, напрягается не только мозг, работают буквально все группы мышц. С другой стороны, русские – очень эмоциональный народ. А как лучше всего выразить свои эмоции в экстремальной ситуации – конечно матом! Думаю, что многие водители таким образом снимают стресс, успокаиваются. На своём опыте убедился: в какой-нибудь пиковой ситуации на дороге крепкое словцо само по себе вырывается, от страха отрезвляет, и сразу чувствуешь, что пронесло.

Что бы Вы пожелали себе и остальным автолюбителям накануне праздника?

- Во-первых, счастливого пути. Во-вторых, обязательно быть внимательными на дорогах, беречь себя. Ну и, конечно, как у нас, автомобилистов, говорится «Ни гвоздя, ни жезла!»

Алёна АРХИПОВА